Меняются технологии показа, плёночные проекторы заменяются цифровыми — и вот уже целые поколения ещё даже не совсем старых лент выпадают из обихода. Оцифровка — естественный способ вернуть их зрителям, вывести на новую технологическую «орбиту». Фильмы «теряются» в каталогах благодаря смене прокатного названия в другой стране, и исследователи проводят годы своей жизни в попытках установления настоящего «имени» очередной старой ленты. Бывает и так, что фрагменты одного фильма находятся в разных местах, и тогда архивисту приходится собирать их вместе, воссоздавая первоначальный авторский замысел. Таких историй много. Фестиваль архивных фильмов дарит зрителям удивительную возможность прикоснуться к тайнам истории кино, испытать радость приобщения к подлинным ценностям прошлого, становящимся ценностями настоящего.
В программе реконструкций фестиваля 2021 года мы собрали фильмы различных эпох — от «примитивов» начала ХХ века до работ наших современников. Здесь «Юдифь и Олоферн», ранняя работа Луи Фейада, будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас», столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе. Целая подборка ранних итальянских фильмов, объединённая именем поэта Торквато Тассо — две биографические ленты о нём и экранизация его поэмы «Освобождённый Иерусалим», сделанная знаменитым постановщиком исторических «боевиков» Энрико Гуаццони в 1910 году.
Среди работ наших соотечественников — оставшийся незаконченным фильм одной из самых ярких фигур «Ленфильма» и всего нашего кино Динары Асановой «Незнакомка» (1985) и отреставрированный «Молох» Александра Сокурова. Два фильма Нуцы Гогоберидзе, одной из первых грузинских (и советских) женщин-режиссёров, «Буба» и «Мрачная долина» («Ужмури»). Она была также сопостановщицей первого фильма знаменитого Михаила Калатозова «Их царство».
На экране появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с её участием в главной роли.
И наконец, зрители увидят «Долгую счастливую жизнь», существующую в сознании современного зрителя как легенда, — единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.
Николай Изволов
историк кино, художественный руководитель фестиваля