Франция, Société des Etablissements L. Gaumont, 1909, 17 минут
Режиссёр: Луи Фейад
В ролях: Рене Карл (Юдифь), Леонс Перре, Морис Вино, Кристиан Мандели, Алис Тиссо
Фильм «Юдифь и Олоферн» был выпущен французской киностудией Gaumont 14 июня 1909 года, всего через семь месяцев после премьеры «Убийства герцога Гиза» — первого фильма французской киностудии Film d’Art, название которой положило начало понятию «художественный фильм». «Юдифь и Олоферн» — это исключительная по сложности филигранная работа. Исчерпывающий отзыв о ней оставил журналист американской газеты The Moving Picture World: «Это лучший фильм, когда-либо демонстрируемый на экране, и я могу с уверенностью сказать, что никто не сможет вспомнить картину, в такой мере подлинную и точную деталями, настолько богатую декорациями и костюмами, столь прекрасную по цветам, так умело снятую и так умно сделанную и сыгранную. “Юдифь”, безусловно, является откровением о том, что нам приготовила кинематография. Дать описание предстоящего фильма невозможно, потому что перо не может передать в уме впечатления от увиденного на экране. Те немногие присутствовавшие на предварительном показе были заворожены, и всё, что они могли сказать, было восклицанием “Восхитительно!”». (Ruth T. Quality vs. Quantity: As Viewed by an Exchange Proprietor / T. Ruth // The Moving Picture World.— 1910.— 9 April.— P. 551–552).
Фильм не был забыт историками кино. Он включается в фильмографии студии Gaumont, Луи Фейада, актёров Рене Карл и Леонса Перре. Упоминания, а зачастую и полноценные исследования встречаются в литературе по истории кино. Но лишь немногие видели этот фильм, причём исключительно благодаря частично сохранившемуся и весьма изношенному нитропозитиву, находящемуся в Британском институте кино в Лондоне (ранее копия принадлежала швейцарской коллекции Joye, многие кадры в ней отсутствовали).
В 2020 году фактически состоялось второе рождение фильма — в Госфильмофонде России была идентифицирована ещё одна копия «Юдифи и Олоферна». Безупречно сохранившийся окрашенный нитропозитив принадлежал Сергею Ивановичу Осипову и был передан в Госфильмофонд в 1967 году. Осипов, дореволюционный прокатчик и владелец нескольких московских кинотеатров, в течение некоторого времени был партнёром крупнейшей компании «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов». О самом Осипове мало что известно — даже его родственники не подозревали о кинематографическом прошлом своего деда и прадеда.
Эта копия чрезвычайно ценна по нескольким причинам. Прежде всего, потому что является копией «первого поколения», то есть напечатана непосредственно с оригинального негатива. Этот способ был распространён лишь в ранний период немого кинематографа и обеспечивал максимально высокое качество изображения (в более поздние времена обычно использовали дубль-негатив в качестве исходника для печати позитивных копий). Во-вторых, копия эта практически нетронута: на ней не обнаружено никаких следов порчи, гидролиза, нет даже незначительного износа фильмового материала. В-третьих, в фильме использовалось сразу три техники окрашивания: вирирование, тонирование и трафаретный способ (при последнем на каждый кадр цвет наносился вручную). И наконец, эта копия является максимально полной, с одной лишь оговоркой, что русские дореформенные интертитры весьма упрощены по сравнению с поэтичными титрами копии Британского института кино.
Фильм был отсканирован в разрешении 2K, были произведены стабилизация, чистка и устранение мерцания изображения. Особое внимание было уделено сопоставлению цветов исходного материала с отсканированным для обеспечения наиболее точной цветопередачи цифровой реставрированной копии фильма.
Премьера фильма «Юдифь и Олоферн» — долгожданное среди архивистов событие. Картина уже была запрошена для показа ведущими синематеками мира.
Тамара Шведюк
старший искусствовед Госфильмофонда России