КИНОТЕАТР «МОСКИНО КОСМОС»
ШИРОКИЙ
ФОРМАТ
Программа подготовлена в сотрудничестве
с «Москино Космос»

Показы с плёнки 70 мм двух самых резонансных советских широкоформатных фильмов, получивших мировое признание — приз за лучшую режиссуру в Каннах и «Оскара» американской киноакадемии. Показы в кинотеатре «Москино Космос» с оригинальных носителей станут для современного зрителя уникальным зрительским опытом.
Показ фильма с 70-мм плёнки сегодня — настоящее событие. Дело и в отсутствии кинотеатров, оснащённых необходимым оборудованием, и в ограниченном количестве позитивных 70-мм копий, доступных для просмотра. В Госфильмофонде их сохранилось около 260 — не так уж и много для технологии, просуществовавшей с конца 1950-х до начала 1990-х годов.
Кинотеатров, в которых можно показать картину с широкоформатной плёнки, и того меньше. В Москве это кинотеатр «Москино Космос» и кинозал Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ). Просмотр таких лент может подарить современному зрителю больше радости, нежели зрителям их премьерных показов. Тогда эти фильмы были частью кинопроцесса и ещё не обладали особенной «аурой», как справедливо отмечал историк кино и куратор Петер фон Баг во вступительной статье каталога фестиваля Il Cinema Ritrovato (Von Bagh P. Formats as auteur: 70 mm, Vistavision, Cinamascope / P. von Bagh // Il Cinema Ritrovato XVIII edizione.— Bologna, 2004.— P. 12). 70-мм плёнка — это ещё и напоминание о быстром устаревании технологий, которые, с одной стороны, дарят творческую энергию кинематографу, а с другой — становятся причиной дальнейшей труднодоступности многих фильмов.

Читать далее...
Культовые картины «Лоуренс Аравийский» (1962) Дэвида Лина, «Звуки музыки» (1965) Роберта Уайза, «2001: Космическая одиссея» (1968) Стэнли Кубрика можно увидеть сейчас в лучшем случае в широкоэкранных версиях на 35-мм плёнке или в цифровых версиях. То же относится и к советскому широкоформатному хиту «Братья Карамазовы» (1968) Ивана Пырьева. Негатив трёхсерийного фильма был снят на 35-мм плёнку, а позитивные копии фильма напечатаны на 70-мм плёнке по методу фотоувеличения (Blowup) — широкоформатные позитивы, к сожалению, не сохранились. Чаще всего широкий формат использовали для съёмок эпосов, вестернов, пеплумов, приключенческих лент: масштабность и эффектные декорации работали на художественные особенности жанров. Наиболее творческое же использование широкого формата представлено в травелогах, где богатое разнообразие мира демонстрируется через призму социологических и личных наблюдений.
На фестивале «Белые Столбы» в 2019 году был показан четырёхсерийный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). Он вызвал большой интерес: до этого 70-мм вариант не шёл на экранах много лет, а год спустя его смогли увидеть и москвичи в кинотеатре «Космос». Этот показ и зародил идею регулярного сотрудничества между Госфильмофондом и «Москино Космос».
В программе этого года — два широкоформатных фильма. Военный эпос «Повесть пламенных лет» (1960) поставила по сценарию Александра Довженко его вдова Юлия Солнцева. Это первый успешный советский широкоформатный фильм, получивший признание за рубежом. На Каннском кинофестивале в 1961 году он был отмечен премией за операторское мастерство, а Юлия Солнцева стала первой женщиной, получившей приз за режиссуру. По словам киноведа Евгения Марголита, широкий формат оказался как нельзя кстати «планетарному мировидению Довженко», которое Солнцева воплотила на экране при помощи новых технологий. Представлена у нас и широкоформатная картина-травелог «Дерсу Узала» (1975) — советско-японский проект классика мирового кино Акиры Куросавы, снятый на «Мосфильме». Характерные для Куросавы длинные планы, глубинные композиции, сочетание разных видов движения в кадре прочно связаны с сюжетом-путешествием.
Обращение к широкому формату обосновано желанием режиссёра показать большой мир и место человека в нём. Одна из главных режиссёрских задач, которые решал Куросава во время съёмок,— выделить человека в узком горизонтальном пространстве кадра. Именно «человеческая фигура, крошечная в этом природном ландшафте, вспоминается после просмотра фильма» (Richie D. Dersu Uzala [Electronic resource] / D. Richie.— URL: https://www.criterion.com/current/ posts/880-dersu-uzala). За «Дерсу Узала» Куросава получил премию «Оскар» как за лучший иностранный фильм.

Алиса Насртдинова
программный директор фестиваля
Читать далее...
Культовые картины «Лоуренс Аравийский» (1962) Дэвида Лина, «Звуки музыки» (1965) Роберта Уайза, «2001: Космическая одиссея» (1968) Стэнли Кубрика можно увидеть сейчас в лучшем случае в широкоэкранных версиях на 35-мм плёнке или в цифровых версиях. То же относится и к советскому широкоформатному хиту «Братья Карамазовы» (1968) Ивана Пырьева. Негатив трёхсерийного фильма был снят на 35-мм плёнку, а позитивные копии фильма напечатаны на 70-мм плёнке по методу фотоувеличения (Blowup) — широкоформатные позитивы, к сожалению, не сохранились. Чаще всего широкий формат использовали для съёмок эпосов, вестернов, пеплумов, приключенческих лент: масштабность и эффектные декорации работали на художественные особенности жанров. Наиболее творческое же использование широкого формата представлено в травелогах, где богатое разнообразие мира демонстрируется через призму социологических и личных наблюдений.
На фестивале «Белые Столбы» в 2019 году был показан четырёхсерийный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). Он вызвал большой интерес: до этого 70-мм вариант не шёл на экранах много лет, а год спустя его смогли увидеть и москвичи в кинотеатре «Космос». Этот показ и зародил идею регулярного сотрудничества между Госфильмофондом и «Москино Космос».
В программе этого года — два широкоформатных фильма. Военный эпос «Повесть пламенных лет» (1960) поставила по сценарию Александра Довженко его вдова Юлия Солнцева. Это первый успешный советский широкоформатный фильм, получивший признание за рубежом. На Каннском кинофестивале в 1961 году он был отмечен премией за операторское мастерство, а Юлия Солнцева стала первой женщиной, получившей приз за режиссуру. По словам киноведа Евгения Марголита, широкий формат оказался как нельзя кстати «планетарному мировидению Довженко», которое Солнцева воплотила на экране при помощи новых технологий. Представлена у нас и широкоформатная картина-травелог «Дерсу Узала» (1975) — советско-японский проект классика мирового кино Акиры Куросавы, снятый на «Мосфильме». Характерные для Куросавы длинные планы, глубинные композиции, сочетание разных видов движения в кадре прочно связаны с сюжетом-путешествием.
Обращение к широкому формату обосновано желанием режиссёра показать большой мир и место человека в нём. Одна из главных режиссёрских задач, которые решал Куросава во время съёмок,— выделить человека в узком горизонтальном пространстве кадра. Именно «человеческая фигура, крошечная в этом природном ландшафте, вспоминается после просмотра фильма» (Richie D. Dersu Uzala [Electronic resource] / D. Richie.— URL: https://www.criterion.com/current/ posts/880-dersu-uzala). За «Дерсу Узала» Куросава получил премию «Оскар» как за лучший иностранный фильм.

Алиса Насртдинова
программный директор фестиваля
СССР, Япония, «Мосфильм», «Ателье-41»
1975, 144 минуты
СССР, «Мосфильм»
1960, 105 минут
Made on
Tilda