КИНОТЕАТР «ИЛЛЮЗИОН»
Реставрации
и находки
Фестиваль архивных фильмов дарит зрителям удивительную возможность прикоснуться к тайнам истории кино, испытать радость приобщения к подлинным ценностям прошлого, становящимся ценностями настоящего. Ленты незаслуженно забытые, недавно обнаруженные, восстановленные, полученные из других архивов предстают перед зрителями практически «впервые» после многих лет забвения.
В программе реконструкций фестиваля 2021 года мы собрали фильмы различных эпох — от «примитивов» начала ХХ века до работ наших современников.
Задачи киноархивов достаточно многообразны. Им вменено не только собирать, не только идентифицировать, не только хранить, не только реставрировать, но и восстанавливать фильмы, дарить им новую жизнь. Кинофестиваль архивного кино — естественное событие, позволяющее фильму пережить второе рождение. Таких фестивалей в мире немало. Фестиваль архивных фильмов Госфильмофонда России — один из самых молодых, хотя и существует уже почти четверть века. Ленты незаслуженно забытые, недавно обнаруженные, восстановленные, полученные из других архивов предстают перед зрителями практически «впервые» после многих лет забвения. Это забвение часто бывает вызвано случайными причинами, лежащими далеко от зрительского внимания.

Читать далее...
Меняются технологии показа, плёночные проекторы заменяются цифровыми — и вот уже целые поколения ещё даже не совсем старых лент выпадают из обихода. Оцифровка — естественный способ вернуть их зрителям, вывести на новую технологическую «орбиту». Фильмы «теряются» в каталогах благодаря смене прокатного названия в другой стране, и исследователи проводят годы своей жизни в попытках установления настоящего «имени» очередной старой ленты. Бывает и так, что фрагменты одного фильма находятся в разных местах, и тогда архивисту приходится собирать их вместе, воссоздавая первоначальный авторский замысел. Таких историй много. Фестиваль архивных фильмов дарит зрителям удивительную возможность прикоснуться к тайнам истории кино, испытать радость приобщения к подлинным ценностям прошлого, становящимся ценностями настоящего.
В программе реконструкций фестиваля 2021 года мы собрали фильмы различных эпох — от «примитивов» начала ХХ века до работ наших современников. Здесь «Юдифь и Олоферн», ранняя работа Луи Фейада, будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас», столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе. Целая подборка ранних итальянских фильмов, объединённая именем поэта Торквато Тассо — две биографические ленты о нём и экранизация его поэмы «Освобождённый Иерусалим», сделанная знаменитым постановщиком исторических «боевиков» Энрико Гуаццони в 1910 году.
Среди работ наших соотечественников — оставшийся незаконченным фильм одной из самых ярких фигур «Ленфильма» и всего нашего кино Динары Асановой «Незнакомка» (1985) и отреставрированный «Молох» Александра Сокурова. Два фильма Нуцы Гогоберидзе, одной из первых грузинских (и советских) женщин-режиссёров, «Буба» и «Мрачная долина» («Ужмури»). Она была также сопостановщицей первого фильма знаменитого Михаила Калатозова «Их царство».
На экране появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с её участием в главной роли.
И наконец, зрители увидят «Долгую счастливую жизнь», существующую в сознании современного зрителя как легенда, — единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.

Николай Изволов
историк кино, художественный руководитель фестиваля
Читать далее...
Меняются технологии показа, плёночные проекторы заменяются цифровыми — и вот уже целые поколения ещё даже не совсем старых лент выпадают из обихода. Оцифровка — естественный способ вернуть их зрителям, вывести на новую технологическую «орбиту». Фильмы «теряются» в каталогах благодаря смене прокатного названия в другой стране, и исследователи проводят годы своей жизни в попытках установления настоящего «имени» очередной старой ленты. Бывает и так, что фрагменты одного фильма находятся в разных местах, и тогда архивисту приходится собирать их вместе, воссоздавая первоначальный авторский замысел. Таких историй много. Фестиваль архивных фильмов дарит зрителям удивительную возможность прикоснуться к тайнам истории кино, испытать радость приобщения к подлинным ценностям прошлого, становящимся ценностями настоящего.
В программе реконструкций фестиваля 2021 года мы собрали фильмы различных эпох — от «примитивов» начала ХХ века до работ наших современников. Здесь «Юдифь и Олоферн», ранняя работа Луи Фейада, будущего постановщика знаменитого сериала «Фантомас», столь любимого авангардистами 1920-х годов во Франции и Советском Союзе. Целая подборка ранних итальянских фильмов, объединённая именем поэта Торквато Тассо — две биографические ленты о нём и экранизация его поэмы «Освобождённый Иерусалим», сделанная знаменитым постановщиком исторических «боевиков» Энрико Гуаццони в 1910 году.
Среди работ наших соотечественников — оставшийся незаконченным фильм одной из самых ярких фигур «Ленфильма» и всего нашего кино Динары Асановой «Незнакомка» (1985) и отреставрированный «Молох» Александра Сокурова. Два фильма Нуцы Гогоберидзе, одной из первых грузинских (и советских) женщин-режиссёров, «Буба» и «Мрачная долина» («Ужмури»). Она была также сопостановщицей первого фильма знаменитого Михаила Калатозова «Их царство».
На экране появится восстановленный в цифровом качестве фильм-эксперимент Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005), сделанный по сценарию Ренаты Литвиновой и с её участием в главной роли.
И наконец, зрители увидят «Долгую счастливую жизнь», существующую в сознании современного зрителя как легенда, — единственную режиссёрскую работу Геннадия Шпаликова, одного из самых знаменитых поэтов периода оттепели.

Николай Изволов
историк кино, художественный руководитель фестиваля
Франция, Société des Etablissements L. Gaumont
1909, 17 минут
Реставрация Госфильмофонда. DCP
Италия, S. A. Ambrosio
1909, 13 минут
Реставрация Госфильмофонда. DCP
Италия, Cines (Princeps series)
1911, 25 минут
Реконструкция и реставрация Госфильмофонда. DCP
Италия, Savoia Film
1914, 45 минут
Реконструкция и реставрация Госфильмофонда. DCP
США, JesseL. Laskyper Famous Players-Lasky Productions
1918, 66 минут
Реставрация Cineteca di Bologna совместно с МoMa, BFI и Госфильмофондом, DCP
СССР, «Ленфильм»
1966, 76 минут
Реставрация Госфильмофонда и киностудии «Ленфильм». DCP
Казахстан, Россия, «Қазахфильм», GALA TV, Кинопром
2005, 66 минут
Реставрация Госфильмофонда и «Казахфильма». DCP
Россия, Франция, Германия, Япония, Италия, «Ленфильм», Госкино России, Fusion Product (Япония), Zero film (Германия), при содействии: Filmboard Berlin / Brandenburg GmbH (Германия), Fondation Montecinemaverita (Швейцария)
1999, 107 минут
Реставрация «Ленфильма» при участии Госфильмофонда. DCP
СССР, «Ленфильм»
1985, 50 минут
Фильм не завершен
СССР, Госкинпром Грузии
1930, 37 минут
Реставрация произведена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Цифровая озвученная копия предоставлена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Музыка Георгия Цинцадзе. DCP
СССР, Госкинпром Грузии
1934, 56 минут
Реставрация произведена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Цифровая озвученная копия предоставлена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Музыка Гии Канчели. DCP
США, Norma Talmadge per Joseph M. Schenck Productions
1924, 90 минут
Копия отреставрирована L’Immagine Ritrovata lab при участии Госфильмофонда. Копия предоставлена Cineteca di Bologna. DCP
Made on
Tilda