Россия, Франция, Германия, Япония, Италия, «Ленфильм», Госкино России, Fusion Product (Япония), Zero film (Германия), при содействии: Filmboard Berlin / Brandenburg GmbH (Германия), Fondation Montecinemaverita (Швейцария), 1999, 107 минут
Режиссёр: Александр Сокуров
Автор сценария: Юрий Арабов
Операторы: Алексей Фёдоров, Анатолий Родионов
В ролях: Елена Руфанова, Леонид Мозговой, Елена Спиридонова, Владимир Богданов, Сергей Ражук
В фильме звучит музыка Людвига ван Бетховена, Густава Малера и Рихарда Вагнера.
«Молох» — первый фильмАлександра Сокурова из так называемой тетралогии о власти, посвящённой людям, от которых в своё время зависел ход мировой истории («Молох» (1999), «Телец» (2000), «Солнце» (2005), «Фауст» (2011)). Фильм показывает один день из жизни Адольфа Гитлера и приближённых к нему Евы Браун, Мартина Бормана, Йозефа и Магды Геббельс, проведённый ими в горной резиденции Кельштайнхаус («Орлиное гнездо»).
Впервые Сокуров обращается к этой теме в фильме «Соната для Гитлера», где основной вывод звучал приблизительно так: истоки нацизма заключаются в бедственном и униженном положении народа, который всегда с особой надеждой ждёт пришествия мессии, обещающего сделать его (этот народ) счастливым. Потому так важны для понимания фильма грёзы о будущем, сны — исполнение желаний, которые видит тот самый несчастный человек.
Однако при знакомстве с произведением возникает главный вопрос: кто же в этой истории предстаёт Молохом, тем самым божеством, которому приносят в жертву детские жизни путём проведения их через огонь?
Первый, самый естественный и простой ответ — это Адольф Гитлер. Именно он, занявший место языческого Вотана в горнем мире, требует всё новых и новых жертв.
Гитлер есть первая ипостась Молоха — историческая. Именно с сознанием самого несчастного и одновременно счастливого своим несчастием он выглядит так карикатурно, смешно, а главное — несамостоятельно и непоследовательно. В фильме Гитлер — несчастный божок, капризный, со множеством фобий, и в какой-то момент складывается ощущение, что он, скорее, кем-то назначен на эту роль.
Вторая ипостась божества — идеологическая. Молох — это сама идея о великой Германии, о Тысячелетнем рейхе, которой приносятся в жертву миллионы, в том числе и сами «небожители». Все — её жертвы: и невинные, и те, кто пытается ей служить.
Фильм «Молох» был отреставрирован совместно со студией «Ленфильм» специально к фестивалю.
Владимир Виноградов
киновед, доктор искусствоведения