ОСВОБОЖДЁННЫЙ ИЕРУСАЛИМ /
LA GERUSALEMME LIBERATA
(в дореволюционном прокате — «Борьба народов»)
Италия, Cines (Princeps series), 1911, 25 минут
Реконструкция и реставрация Госфильмофонда. DCP
Автор сценария и режиссёр: Энрико Гуаццони
Оператор: Алессандро Бона
Художник: Франческо Ронсетти
В ролях: Амлето Новелли, Карло Каттанео, Эмилио Гионе, Джанна Террибили-Гонсалес, Фернанда Негри-Пуже, Чезаре Молтини, Альфредо Браччи
В истории итальянского немого кино «Освобождённый Иерусалим» имеет такое же значение, как «Ад» (выпущенный в том же году), «Камо грядеши?» и «Кабирия». С той лишь разницей, что «Освобождённый Иерусалим» 1911 года считался утраченным. Итальянская кинопромышленность с начала десятых годов испытывала чрезвычайный подъём. От фильма к фильму увеличивались бюджет и размах, усложнялся сюжет, а значит, и продолжительность картины. И неудивительно, что крупнейшая киностудия страны Cines выбрала главное произведение Тассо для своего первого фильма из серии Princeps — крупнобюджетных масштабных полотен, часто на основе классических исторических или литературных произведений. И эту, и версию «Освобождённого Иерусалима» 1918 года (за которую до недавнего времени принимали хранящуюся в Госфильмофонде копию 1911 года) поставил ведущий режиссёр итальянского кинематографа Энрико Гуаццони. Фильм снимали пять месяцев (что немыслимо долго для тех лет), в нём принимало участие до 800 человек, метраж впервые для киностудии составлял четыре бобины. «Освобождённый Иерусалим» сразу прогремел как на национальном, так и на международном уровне. По словам итальянских историков Альдо Бернардини и Витторио Мартинелли, в сентябре 1912 года студия Pathé Fréres поспешила выпустить свою картину на сюжет Торквато Тассо, окрашенную в технике Pathecolor, с актёрами из Комеди Франсез и мимом Полем Франком (документального подтверждения этой информации нет). Кстати, это не первая экранизация поэмы французской киностудией: в 1910 году режиссёр Камилло де Морлон снял «Тирана Иерусалима».
«Освобождённый Иерусалим» поступил в коллекцию Госфильмофонда из ВГИКа в 1950-х. С полученного нитропозитива был напечатан безопасный триацетатный чёрно-белый контратип, который был отсканирован в формате 2K. Были выполнены основные работы по стабилизации, очистке и устранению мерцания. Из четырёх оригинальных частей фильма сохранились первая и третья. Содержание недостающих частей было восполнено благодаря сохранившимся оригинальному списку интертитров и фотографиям.
Тамара Шведюк
старший искусствовед Госфильмофонда России
Готфрид Бульонский и его союзники отправляются в Первый крестовый поход к стенам Иерусалима. Считавшаяся утраченной масштабная экранизация поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».