Режиссёр: Динара Асанова
Оператор: Валерий Миронов
В ролях: Екатерина Васильева, Полина Федосова, Александр Харашкевич, Владимир Мельников, Ольга Шукшина
4 апреля 1985 года не стало Динары Асановой. Ей было 42 года.
Вряд ли есть режиссёр, который сумел бы отнестись к миру детей и подростков с таким пониманием, как она. И едва ли кому-то другому удалось перенести на экран их проблемы и трудности с такой художественной убедительностью и трогательной человечностью.
Асанова отличалась большой работоспособностью и творческой плодовитостью, несмотря на то что на студии «Ленфильм» к ней относились, мягко говоря, с недоверием. Уже во время защиты диплома случился скандал. Короткометражка о любви девочки к взрослому мужчине заставила шептаться и негодовать не только преподавателей ВГИКа (Динара училась в знаменитой мастерской Михаила Ромма), но и руководство «Ленфильма», где она снимала свою дипломную работу «Рудольфио». В результате ей только через четыре года доверили самостоятельную постановку.
За 20 лет Асанова сняла двенадцать с половиной картин («половинкой» называла «Рудольфио»), в основном о сложных подростках. Однако были у неё фильмы и на острые социальные темы: «Беда», «Жена ушла».
Последнее, что она успела сделать, — снять кинопробы и несколько сцен к фильму «Незнакомка» (сейчас они хранятся в Госфильмофонде России).
В «Незнакомке» речь идёт об отпрысках состоятельных родителей. В мир этих мажоров, материальному благополучию которых завидуют сверстники, попадает девочка-девятиклассница Женя Родимцева. Это она незнакомка. Женя переходит в новую школу после развода родителей и обмена квартиры. Девочка влюбляется в красавчика Борю Огородова, принадлежащего к школьной элите, и изо всех сил пытается завоевать его расположение.
Роль Жени сыграла ленинградская школьница Полина Федосова. Екатерина Васильева, снимавшаяся у Асановой почти во всех фильмах, исполнила роль матери-одиночки, которая пытается устроить свою женскую судьбу, не обращая внимания на проблемы дочери.
Асанова запрещала детям-актёрам заучивать текст роли. На съёмочной площадке создавались ситуации сценария, предлагались некие обстоятельства жизни, чтобы ребята находили свои слова, вели себя открыто и органично. «Ори, ори! Всё равно внутри сидит у тебя! Можешь, можешь. Хорошо идёт. Ну кинь стул, я не знаю… Сделай что-нибудь», — так общается режиссёр с Полиной Федосовой во время съёмки одного из эпизодов, вытягивая из актрисы нужную эмоцию.
Её излюбленный творческий приём — импровизация. С её помощью достигались не только достоверность, правдивость, но и особый артистизм, неповторимая интонация в реакции исполнителей.
Например, в сцене в автомобиле, когда Вова Вожжов везёт Женю на дачу, герои произносят длинный импровизированный диалог. Любопытно, что на заднем сиденье машины прячется режиссёр, у неё под рукой магнитофон для записи звука, хлопушка… На звуковой плёнке остался её голос: она указывает на болевые точки в диалоге, выводит актёров на нужный эмоциональный градус.
Работу над «Незнакомкой» начали с опозданием на несколько месяцев. В картине планировались эпизоды с зимней натурой, а фильм был запущен в режиссёрскую разработку только 8 января 1985 года. Чтобы снять уходящую натуру, съёмочная группа отправилась в Мурманск, где ещё лежал снег, Асанова предчувствовала свой ранний уход: в юности ей поставили порок сердца. И она торопилась. Не успев снять один фильм, уже планировала другой. Считала, что «Незнакомка» станет её лучшей работой, и очень спешила.
Спустя три года после смерти Динары Асановой вышел посвящённый ей специальный выпуск программы «До 16 и старше». В программу вошли часть отснятого для картины материала, интервью с членами съёмочной группы, фрагменты фильма «Соблазн», посвящённого памяти Динары Асановой и снятого через несколько лет по этому же сценарию Юрия Клепикова, а также интервью с его режиссёром Вячеславом Сорокиным.
На кадрах, снятых незадолго до смерти, своими переживаниями делится и сама Динара Асанова. Этот выпуск, любезно предоставленный Гостелерадиофондом, также включён в программу показов.
Анастасия Терентьева
ведущий искусствовед Госфильмофонда России