МРАЧНАЯ ДОЛИНА
(УЖМУРИ / УГРЮМЫЙ)
СССР, Госкинпром Грузии, 1934, 56 минут
Реставрация произведена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Цифровая озвученная копия предоставлена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Музыка Гии Канчели. DCP
Авторы сценария: Шалва Дадиани, Нуца Гогоберидзе
Режиссёр: Нуца Гогоберидзе
Оператор: Шалва Апакидзе
Художник: Михаил Гоциридзе
В ролях: Котэ Даушвили, Мераб Чиковани, Нуца Чхеидзе, Ивлита Джорджадзе
Вышедший в конце 1934 года фильм «Ужмури» («Мрачная долина») стал третьим и последним в режиссёрской карьере Нуци (Нино) Гогоберидзе. В 1937 году её муж, крупный партийный деятель Леван Гогоберидзе, был незаконно репрессирован в ходе «большой чистки» и расстрелян, а она сама осуждена на 10 лет ссылки, после которой в кино не вернулась и устроилась на работу в Институт лексикологии Академии наук Грузинской ССР.
Трагическая судьба Нуцы Гогоберидзе непосредственно повлияла и на драматическую судьбу «Ужмури», первого грузинского игрового фильма, поставленного женщиной. Фильм был «изъят» из истории кино.
«Ужмури» вышел на закате немого кинематографа (последние немые фильмы были сделаны в СССР в 1935 году), когда пришедший в кино звук уже достиг ощутимых технических и творческих успехов. Но Гогоберидзе успешно продолжала стилистические эксперименты, продемонстрировав изобретательность и мастерство, в чём немалая заслуга и оператора Шалвы Апакидзе (в 1932 году он виртуозно снял агитационный фильм Михаила Калатозова «Гвоздь в сапоге»).
В каталогах фильм обозначен как киноочерк, но скорее его можно назвать «классовой мелодрамой». Эффектные, живописно-декоративные «крайности» немого стиля выводили конфликт между новаторами, сторонниками коллективизации, и отсталыми, опасными ретроградами на уровень эпического столкновения сил добра и зла (в том числе зла мифологического).
Гогоберидзе и её соавтор-сценарист Шалва Дадиани (к тому времени известный писатель и драматург) выбрали тему непримиримого конфликта старого и нового вполне в духе времени — уже во второй половине 1920-х годов она стала неотъемлемой частью советского кинематографа.
Так, первый поставленный Гогоберидзе (совместно с Калатозовым) документальный фильм «Их царство» (1928), явно снятый под влиянием Эсфири Шуб, противопоставлял досоветскую, буржуазную Грузию Грузии побеждающего социализма. Вторая картина режиссёра «Буба» (1930) также сравнивала — и также в рамках условностей документального кино — отсталость прошлого и оптимистическую реальность настоящего. В «Ужмури» Гогоберидзе, критикуя сопротивление «уходящей» жизни, соединила живописность «Бубы» с драматическим сюжетом: здесь и семейные противоречия, и производственные отношения, и искоренение суеверий.
Уместно сравнить «Ужмури», один из последних грузинских немых фильмов, с первой грузинской звуковой картиной «Скала Аршаула» Давида Рондели, вышедшей на экраны в начале 1936 года (оператор тот же Шалва Апакидзе). Фильм Рондели тоже рассказывал о борьбе нового и старого (только не в равнинной части Грузии, а у подножия Казбека). В нём, как и в «Ужмури», богатые кулаки настраивали суеверных сельских жителей против социалистического строительства и его энтузиастов. Однако «Скала Аршаула» осталась в истории кино скорее как «реликвия» грузинского звукового кино; в то время как безжалостно вычеркнутый из неё «Ужмури» сегодня по праву занял в ней достойное место как зрелое и необычное произведение искусства.
Монументальные композиции из человеческих фигур и рельефные, привлекательные человеческие лица с особым вниманием к глазам — даже главный злодей-кулак выглядит сказочным персонажем (возможно, это тоже повлияло на неприятие фильма цензурой), контраст кадров комсомольской стройки и размеренной сельской жизни; параллельный монтаж (накрывается стол — энергично работают люди и машины); введение в немое изображение ощущения звука с помощью показа реакций людей на шум стройки или на жужжание болотных комаров) — эти отточенные в период немого кинематографа приёмы становятся в «Ужмури» не только символами смены эпох, но и свидетельством большого, не раскрытого до конца дарования Нуци Гогоберидзе.

Сергей Каптерев
киновед, доктор философии (PhD)
По древней легенде, Колхидское болото принадлежит царице Ужмури, ревностной хранительнице этих земель. Местные боятся болота, но советские власти не идут на поводу у суеверий и решают осушить болото и построить водопровод. Первый грузинский игровой фильм, поставленный женщиной-режиссером.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

17 ноября, среда
13:30
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Паблик-ток с режиссёрами Ланой Гогоберидзе и Саломэ Алекси (видеосвязь).

18 ноября, четверг
12:45
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представят режиссёры Лана Гогоберидзе и Саломэ Алекси (видеосвязь).
17:35
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение режиссёра Ланы Гогоберидзе.

27 ноября, суббота
10:00
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Видеообращение режиссёра Ланы Гогоберидзе.

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.