США, Norma Talmadge per Joseph M. Schenck Productions, 1924, 90 минут
Автор сценария: Фрэнсис Марион
Режиссёр: Фрэнк Борзейги
Оператор: Тони Гаудио
В ролях: Норма Толмадж, Юджин О’Брайен, Паттерсон Дайал, Эмили Фицрой, Клэр МакДауэлл, Джордж Николс, Харви Кларк
Продюсер Джозеф М. Шенк (урождённый Иосиф Михайлович Шейнкер) активно продвигал актёрскую карьеру своей жены Нормы Толмадж. В 1923 году он предложил известному режиссёру Фрэнку Борзейги снять с ней фильм на киностудии United Studios. Борзейги, начавший карьеру как актёр еще в 1912 году, виртуозно владел разными жанрами (кстати, впоследствии он снимет знаменитое «Седьмое небо» (1927) — первый драматический фильм, удостоенный премии американской киноакадемии «Оскар»). Ранее эти два мастера кино уже пытались работать вместе, но Борзейги тогда был вынужден уйти из-за болезни. На этот раз всё сложилось.
«Секреты» — увлекательная экранизация одноименной пьесы, написанной Рудольфом Безье и Мэй Эджинтон в 1922 году. И в Соединённых Штатах Америки, и в Великобритании она имела оглушительный успех, в том числе и среди критиков. Фильм стал пиком карьеры актрисы Нормы Толмадж, Борзейги признали первоклассным режиссёром. Годом позже он снял ещё один блистательный фильм с участием Толмадж — «Леди». А в 1933 году стал режиссёром звукового ремейка «Секретов» с Мэри Пикфорд (ее последняя главная роль в кино).
В фестивальную программу вошла отреставрированная, наиболее полная версия фильма. Как поясняется в примечаниях к каталогу фестиваля II Cinema Ritrovato за 2017 год: «Проект реставрации фильма “Секреты” был начат Cineteca di Bologna и Cohen Film Collection в 2015 году. После анализа существующих копий (от Госфильмофонда России для сравнения был предоставлен чёрно-белый триацетатный контратип — 7 частей) использовалось три исходника: частично сохранившийся негатив А из коллекции Мэри Пикфорд, находящейся в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне (1, 2 и 7-я части фильма); негатив Б из Cohen Film Collection, сохранившийся почти полностью, но частично подверженный гидролизу и с фрагментированной 5-й частью; нитропозитив первого поколения, полный, вирированный, с чешскими интертитрами (напечатанный с негатива Б, с которого печатали копии для проката за границу) из Музея современного искусства в Нью-Йорке, куда он поступил в конце 1970-х годов из Народного киноархива Праги. Сравнение показало, что кадры на негативах A и Б идентичны, но негатив A, безусловно, предлагает лучшие дубли по части актёрской игры». (Каталог II Cinema Ritrovato XXXI edizione, 2017. — P. 213–214.)
Тамара Шведюк
старший искусствовед Госфильмофонда России
Мэри Карлтон на склоне лет у постели больного мужа вспоминает свою жизнь. Мэри вышла замуж за Джона Карлтона вопреки воле родителей. Молодые сбежали из Новой Англии в Калифорнию, воспитали детей и сумели сохранить свой брак, несмотря на жизненные трудности. Экранизация одноимённой пьесы Рудольфа Безье и Мэй Эджинтон.