IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ: КОМЕДИИ И ФАРСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Александра Устюжанина
ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы
Королевой раннего русского кино была психологическая мелодрама. Но на афишах иллюзионов мелькали и названия «Рино хочет закурить», «Господин директор флиртует», «Козы, козочки, козлы», «Да здравствуют… мыши!». Киножурналы рекламировали фарсы, комедии, киношутки, комические, киноанекдоты, шаржи, киноводевили. В комических сериях всевозможные приключения переживали Антоша, Аркаша, Вова, Лысый и Лина. Комедии ставили, как режиссеры-ремесленники, так и прославленные мастера. В этих фильмах смеялись над феминистками и кинематографистами, лицеистами и пьяницами, сладострастниками и скромниками, консерваторами и революционерами. Комедии позволяли себе пикантные сюжеты и не стеснялись подражать европейским образцам. За исключением нескольких картин, большинство ранних комедий в истории отечественного кино получили очень невысокую оценку: их называли глупыми, примитивными, пошлыми. Но это была школа. Кино — в стране, восприимчивой к трагедийному — училось смеяться. И научилось. В 1918 году появляются полнометражные комедии. Их герои (в отличие от героев мелодрам предшествующих лет, обреченных на печальный финал) неожиданно получают право на счастье.
Читать далее...
Программа «Над чем смеетесь: дореволюционные комедии и фарсы» прослеживает развитие жанра в раннем отечественном кинематографе от непритязательной комедии «Усердный денщик» (1908) до лирической комедии «Во имя красоты» (1918). На первом сеансе будут показаны первые опыты в комической (1908−1913): своеобразная попытка приспособить ребус для кино («Игра слов»), экранизация басни («Разборчивая невеста» по басне Ивана Крылова), экранизация популярного театрального фарса («Дядюшкина квартира»). Второй сеанс посвящен комическим маскам. Наследницы масок клоунов с цирковых подмостков, кино-маски тоже были утрированными, но все же проделали путь от грубоватого юмора грузных героев Дяди Пуда и русского Поксона до грустноватой усмешки меланхоличного Аркаши.

На третьем сеансе зрители увидят фарсы Евгения Бауэра — возможно, главного режиссера дореволюционного кино, прославленного изысканными печальными драмами. Но параллельно Бауэр снимал непритязательные фарсы со своей женой. В отличие от мелодрам, эти фильмы не вошли в золотой канон кинематографа — но тем любопытнее увидеть на большом экране легкомысленных, но изобретательных героинь Эммы Бауэр. Четвертый сеанс посвящен комическим лентам кинофабрики Александра Ханжонкова. На студии, стремившейся завоевать репутацию первой по художественному качеству, работали, среди прочих, создатель российской анимации, обладатель своеобразного чувства юмора Владислав Старевич («Стрекоза и муравей») и один из ведущих дореволюционных режиссеров Петр Чардынин, одинаково мастерски снимавший как мелодрамы, так и комедии («Любовь статского советника»). Пятый сеанс представляет комедии и фарсы различных кинофирм: «Варяг», Creo, кинофабрики А. Хохловкина и торгового дома А. Талдыкина, Н. Козловского и С. Юрьева. Это самый разнообразный сеанс программы: в нем собраны эксперименты с субтитрами, приключения скелета и клоуна-прыгуна, экранизация Чехова и мелодрама с дрессированными собачками Владимира Дурова. Завершится программа фильмом 1918 года «Во имя красоты». Это лирическая комедия с незамысловатой интригой и с удивительными пейзажами. Смех, как известно, освобождает от страха, и в страшный год начала Гражданской войны, в переходящей из рук в руки Ялте, снимается беспечное кино, о том, как хорошо влюбиться в хорошего человека.
Читать далее...
Программа «Над чем смеетесь: дореволюционные комедии и фарсы» прослеживает развитие жанра в раннем отечественном кинематографе от непритязательной комедии «Усердный денщик» (1908) до лирической комедии «Во имя красоты» (1918). На первом сеансе будут показаны первые опыты в комической (1908−1913): своеобразная попытка приспособить ребус для кино («Игра слов»), экранизация басни («Разборчивая невеста» по басне Ивана Крылова), экранизация популярного театрального фарса («Дядюшкина квартира»). Второй сеанс посвящен комическим маскам. Наследницы масок клоунов с цирковых подмостков, кино-маски тоже были утрированными, но все же проделали путь от грубоватого юмора грузных героев Дяди Пуда и русского Поксона до грустноватой усмешки меланхоличного Аркаши.

На третьем сеансе зрители увидят фарсы Евгения Бауэра — возможно, главного режиссера дореволюционного кино, прославленного изысканными печальными драмами. Но параллельно Бауэр снимал непритязательные фарсы со своей женой. В отличие от мелодрам, эти фильмы не вошли в золотой канон кинематографа — но тем любопытнее увидеть на большом экране легкомысленных, но изобретательных героинь Эммы Бауэр. Четвертый сеанс посвящен комическим лентам кинофабрики Александра Ханжонкова. На студии, стремившейся завоевать репутацию первой по художественному качеству, работали, среди прочих, создатель российской анимации, обладатель своеобразного чувства юмора Владислав Старевич («Стрекоза и муравей») и один из ведущих дореволюционных режиссеров Петр Чардынин, одинаково мастерски снимавший как мелодрамы, так и комедии («Любовь статского советника»). Пятый сеанс представляет комедии и фарсы различных кинофирм: «Варяг», Creo, кинофабрики А. Хохловкина и торгового дома А. Талдыкина, Н. Козловского и С. Юрьева. Это самый разнообразный сеанс программы: в нем собраны эксперименты с субтитрами, приключения скелета и клоуна-прыгуна, экранизация Чехова и мелодрама с дрессированными собачками Владимира Дурова. Завершится программа фильмом 1918 года «Во имя красоты». Это лирическая комедия с незамысловатой интригой и с удивительными пейзажами. Смех, как известно, освобождает от страха, и в страшный год начала Гражданской войны, в переходящей из рук в руки Ялте, снимается беспечное кино, о том, как хорошо влюбиться в хорошего человека.

Т-во «И.Н. Ермольев» (Ялта)
1918, 40 мин
Режиссер: Александр Волков (?)

Лекция «ПЕРВЫЙ СМЕХ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЭКРАНЕ: КОМЕДИИ 1908−1918 ГОДОВ»
Спикер: Александра Устюжанина
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя, Т/д «А. Ханжонков и К°»
1909, 2 мин
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя, Т/д «А. Дранков и К°»
1908, 4 мин
Режиссер: Н. Филиппов
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя
Начало 1910-х, 7 мин
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя, Т/д «А. Ханжонков и К°»
1909, 7 мин
Режиссер: Петр Чардынин
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, А/о «А. Дранков и К°»
1916, 5 мин
Режиссер: Робер Рейнольс
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя, Т-во «Варяг»
1912, 13 мин
Режиссер: Михаил Новиков
КОМЕДИИ 1910–1913 ГОДОВ
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1913, 35 мин
Режиссер: Петр Чардынин
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, А/о «А. Дранков и К°»
1916, 3 мин
Режиссер: Робер Рейнольс
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, Т/д «А. Талдыкин, А. Дранков и К°»
1913, 3 мин
Режиссер: Юрий Юрьевский
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, Т-во «Танагра» (К. Паганелли)
1914, 13 мин
Режиссер: Александр Гарин
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, т/д «Г.И. Либкен, А.Я. Брайген и К°»
1915, 5 мин
Режиссер: Сигизмунд Веселовский (?)
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, А/о «А. Ханжонков» [?]
1917 [?], 9 мин
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, к/ст «Люцифер»
1916, 17 мин
Режиссер: Эдвард Пухальский
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1917, 14 мин
Режиссер: Александр Уральский
СЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1916, 5 мин
Режиссер: Цезарь Рино-Лупо
ФАРСЫ ЕВГЕНИЯ БАУЭРА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1916, 26 мин
Режиссер: Евгений Бауэр
КОМЕДИИ АКЦ. О-ВА А. ХАНЖОНКОВА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1913, 7 мин
Режиссер: Владислав Старевич
ФАРСЫ ЕВГЕНИЯ БАУЭРА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1914, 50 мин
Режиссер: Евгений Бауэр
ФАРСЫ ЕВГЕНИЯ БАУЭРА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1915, 8 мин
Режиссер: Евгений Бауэр
КОМЕДИИ АКЦ. О-ВА А. ХАНЖОНКОВА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1914, 13 мин
КОМЕДИИ РАЗНЫХ КИНОФИРМ
Российская империя, Т-во «Варяг»
1912, 3 мин
Режиссеры: Александр Аркатов, Владимир Касьянов
КОМЕДИИ АКЦ. О-ВА А. ХАНЖОНКОВА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1917, 14 мин
КОМЕДИИ АКЦ. О-ВА А. ХАНЖОНКОВА
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1915, 55 мин
Режиссер: Петр Чардынин
КОМЕДИИ РАЗНЫХ КИНОФИРМ
Российская империя, Т/д Creo М. Быстрицкого / Т-во «Русская лента» [?]
1915, 8 мин
Режиссер: Михаил Мартов (?)
КОМЕДИИ РАЗНЫХ КИНОФИРМ
Российская империя, Т/д «А. Талдыкин, Н. Козловский, С. Юрьев и К°»
1915, 44 мин
Режиссер: Владимир Дуров
КОМЕДИИ РАЗНЫХ КИНОФИРМ
Российская империя, студия неизвестна
1917, 8 мин
КОМЕДИИ РАЗНЫХ КИНОФИРМ
Российская империя, кинофабрика «Светосил» А.Е. Хохловкина
1915, 13 мин