IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ: КОМЕДИИ И ФАРСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Комедии разных кинофирм
Российская империя
1912–1917
Плёнка, немой, 80 мин.
СТРАНИЧКИ ЮМОРА ПОД РУКОВОДСТВОМ А. АРКАТОВА

Российская империя, Т-во «Варяг»
1912, 3 минуты, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные).
Режиссеры: Александр Аркатов, Владимир Касьянов
Оператор: Антонио Серрано
Художник: Иван Сукиасов

Фильм состоит из двух сюжетов: о жулике подрядчике, спаивающем комиссию по приему городского здания и о провинциальном думском заседании, участники которого отчаянно скучают и зевают. Лента интересна экспериментом с внутрикадровыми субтитрами.

По воспоминаниям режиссера Владимира Касьянова, создатели взяли сюжеты из «Крокодила», «Сатирикона», «Будильника» и других юмористических журналов и сняли несколько киноюморесок метражом 50−60 метров каждая. Съемки сюжетов шли в пустующей оранжерее садоводства братьев Ноевых на Воробьевых горах. Диалоги юморесок были написаны черной краской по побеленной плашке, которая по специальному желобку вдвигалась во время съемки по низу кадра. Касьянов пишет, что в России этот прием был использован впервые, но, увы, не был поддержан, молодым кинематографистам сказали: «„Не надо делать того, что Пате не делает! — и все заглохло“». Киноминиатюры демонстрировались в кинотеатре «Ампир» на углу Петровских линий как приложение к основной программе.


БЕЗЗАКОНИЕ

Российская империя, Т/д Creo М. Быстрицкого / Т-во «Русская лента» [?]
1915, 8 минут, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные).
Режиссеры: Михаил Мартов (?)
В ролях: Кондрат Яковлев

По мотивам одноименного рассказа Антона Чехова. Коллежский асессор Мигуев проводит время на даче, гуляя по окрестностям и подглядывая в щели женской купальни. Однажды на крыльце своего дома он находит сверток с младенцем — его забыла кухарка, заболтавшаяся с дворником, но Мигуев думает, что ребенка оставила его бывшая любовница. Сначала он хочет подкинуть младенца соседям, но, разжалобившись, несет с повинной жене.

В прессе сообщалось, что фильм входил в «Русскую комическую серию» петербургской студии Creo, снимавшей в основном любовные драмы. Однако, согласно изысканиям киноведа Анны Коваловой, скорее всего, картину выпустила фирма «Русская лента», снявшая также «Дочь Альбиона» по Чехову. Реклама обещала зрителям помимо смеха «дивные виды окрестностей Санкт-Петербурга». Кроме того, любопытен первый кадр картины, своего рода «мета-кино»: исполнитель главной роли Кондрат Яковлев читает на балконе с видом на петербургскую улицу сборник Чехова, смотрит на зрителей и предлагает им вместе посмеяться над рассказом.


ПРИКЛЮЧЕНИЕ СО СКЕЛЕТОМ (условное название)

Российская империя, студия неизвестна
1917, 8 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились
Автор сценария, режиссер, оператор: неизвестны
В ролях: Иван Пельтцер, Павел Бакшеев

«Приключение со скелетом» — картина неатрибутированная: мы не знаем ее название, студию, режиссера, оператора. Киноархивистами прошлых лет узнаны только несколько актеров в фильме, причем одну атрибуцию в ходе подготовки к фестивалю пришлось снять: в роли толстого соседа явно не Александр Херувимов. Год съемки установлен исходя из содержания фильма: священника и рытье могил в комическом фильме раньше Февральской революции 1917 года не пропустила бы цензура. По имеющимся каталогам дореволюционного кино и базе кинолибретто, собранной под руководством Анны Коваловой, соответствующего фильма найти не удалось. Сюжет фарса можно трактовать двояко: как историю студента-медика, который, чтобы хозяева не отказали в квартире, вынужден маскировать скелет под жену, или как историю человека, искренне влюбившегося в женский остов, т. е. пародию на весь дореволюционный кинематограф с его нерасторжимым союзом Эроса и Танатоса.


НОЧЬ И ЛУНА… ОН И ОНА…

Российская империя, кинофабрика «Светосил» А.Е. Хохловкина
1915, 13 минут, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные).
Автор сценария, режиссер, оператор: неизвестны
В ролях: Виталий Лазаренко, Солнцева [Мария Малышева-Лазаренко?]

В 1915 году петербургская фабрика «Светосил» анонсировала серию комических картин с участием «известного циркового клоуна-прыгуна Виталия Лазаренко и красавицы-артистки Солнцевой»: «Чемпион наизнанку», «Ночь и луна, он и она», «Любовь и касторка». Виталию Лазаренко уже доводилось работать в кино: его сальто-мортале через трех слонов в 1908 году засняла фирма Бр. Пате, кроме того, он снялся в комедии «Я хочу быть футуристом» (1914). В постановках кинофабрики Абрама Хохловкина герой Лазаренко влюблялся, уходил от погони, прыгал через заборы, совершал кульбиты и сальто, катался на коньках. Согласно воспоминаниям Лазаренко, которые приводятся в публикации журнала «Советский цирк» (1962. № 11), в женских ролях в этих фильмах снималась жена комика, Мария Яковлевна. После революции у Виталия Лазаренко была репутация демократического клоуна, газеты называли его «Шутом Его Величества Народа».


И МЫ КАК ЛЮДИ (ИСТОРИЯ ОДНОГО СОБАЧЬЕГО УВЛЕЧЕНИЯ)

Российская империя, Т/д «А. Талдыкин, Н. Козловский, С. Юрьев и К°»
1915, 44 минуты, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные).
Автор сценария: Владимир Дуров
Режиссер: Владимир Дуров
Оператор: Николай Козловский
В ролях: Владимир Дуров; «действующие морды»: Пик Пикович Фокстерьеров, Мими, Лорд Сенбернаров, Джон Буль; утки, свиньи, собаки, морские свинки, куры, петухи, осел, пеликан, слон, теленок, крысы, кот, морские львы и др.

«Шаблонная человеческая мелодрама, разыгранная четвероногими и пернатыми артистами», — характеризует картину заглавный титр. Дрессированные животные Владимира Дурова исполняют образцовую душещипательную историю о двух разлученных любовниках — фокстерьере Пике и нежной болонке Мими. Опекун Мими запрещает ей выйти замуж за нищего Пика и увозит на Собачью Ривьеру на курорт Гав-Гав. Пик следует за возлюбленной, но злой рок не дает им воссоединиться.

Рецензенты хвалили сюжет за трогательность, а артистов за «чудеса дрессировки и сообразительности» (Проэктор. 1915. № 3), «поразительное искусство, мимику и экспрессию» (Сцена и Арена. 1915. № 20/21). Принадлежащая Госфильмофонду копия получена на хранение в 1976 году от наследницы автора фильма, Анны Дуровой, художественной руководительницы уголка им. В. Л. Дурова.
РАСПИСАНИЕ

12 октября 2024, суббота
15:45
Комедии разных кинофирм

Странички юмора под руководством А. Аркатова (1912)
Беззаконие (1915)
Приключение со скелетом (1917)
Ночь и луна… Он и она… (1915)
И мы как люди (История одного собачьего увлечения) (1915)

Плёнка, немой, 80 мин.
18+

Показ представит: ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы Александра Устюжанина.

Музыкальное сопровождение: пианист, композитор, тапёр, импровизатор Наталья Скворцова.
Кинотеатр «Иллюзион»