IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ: КОМЕДИИ И ФАРСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
сЕРИАЛЬНЫЕ МАСКИ
Российская империя
1913–1917
Плёнка, немой, 82 мин.
ЛЫСЫЙ ВЛЮБЛЕН В ТАНЦОВЩИЦУ

Российская империя, А/о «А. Дранков и К°»
1916, 5 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Автор сценария: Робер Рейнольс [Рэнольс]
Режиссер: Робер Рейнольс [Рэнольс]
В ролях: Робер Рейнольс [Рэнольс]

Французский комик Робер Рейнольс создал в киноателье Александра Дранкова, первого отечественного кинокоммерсанта, комическую маску Лысого — упитанного активного мужчины средних лет, с удовольствием прожигающего жизнь. Всего с Лысым было снято около 15 картин. Как и многие другие «масочные» герои, он был чрезвычайно деятелен: справлял именины тещи, кутил у цыган, спорил с прачкой, попадал в неловкие ситуации в ресторане, забыв деньги, и даже на спор отправлялся в «страну султанок» и похищал женщину из гарема.

В ленте «Лысый влюблен в танцовщицу» он идет на выступление экзотической исполнительницы моднейшего танца живота и, распаленный танцем, немедленно проникается к ней горячим чувством. Чувство это принимает форму не вполне приличных поступательных движений бедрами. Пританцовывая от вожделения, Лысый преследует даму своего сердца, надеясь завоевать ответную любовь.


ЛЫСЫЙ — КИНООПЕРАТОР

Российская империя, А/о «А. Дранков и К°»
1916, 3 минуты, черно-белый, немой, интертитры не сохранились
Автор сценария: Робер Рейнольс [Рэнольс]
Режиссер: Робер Рейнольс [Рэнольс]
В ролях: Робер Рейнольс [Рэнольс]

Кинооператоры нечасто попадали в кадр дореволюционных фильмов: из известных примеров можно вспомнить мстительного кинооператора- кузнечика из мультфильма Владислава Старевича.

Лысый становится оператором не художественного кино, а хроникального. Заметив, что его в очереди на некое мероприятие все толкают, а к стоящему рядом кинооператору относятся с почтением, Лысый тоже обзаводится кинокамерой. Репортер из него получается никудышный: он то начнет без разрешения снимать хорошенькую дамочку на улице, за что получает заслуженную пощечину, то, прибежав на пожар, мешает пожарным, за что ему нахлобучивают на голову ведро. Но суетливый и бестолковый Лысый, все время пребывая в движении, ничуть не переживает из-за тычков, пощечин и пинков.


ДВОЙНИК МАКСА

Российская империя, Т-во «Танагра» (К. Паганелли)
1914, 13 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Автор сценария: Александр Гарин
Режиссер: Александр Гарин
Оператор: Александр Левицкий
В ролях: Александр Гарин

Фильм «Двойник Макса» снят после триумфальных гастролей Макса Линдера в России в 1913 году. Французский комик посетил обе столицы, выступил в театрах и снял картину «Макс Линдер и русская курсистка». Публика буквально носила актера на руках. А если бы Линдер в последнюю минуту не приехал? Фарс Гарина как раз об этом.

Импресарио нанимает двойника, чтобы тот исполнил знаменитый линдеровский номер «Любовь и танго». Но публика видит обман и требует деньги назад. Двойник сбегает, прихватив с собой всю выручку, возмущенные зрители пытаются его догнать.

Кроме отклика на последние культурные события и классического для комической сюжета погони, фильм интересен кадрами с московскими улицами и площадями (в частности, в кадре появляются кафе и театр «Зон», где проходили реальные гастроли Линдера).


ФАРС С ЗИМОВЫМ — «РУССКИМ ПОКСОНОМ» (название условное)

Российская империя, т/д «Г. И. Либкен, А. Я. Брайген и К°»
1915, 5 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились
Режиссер: Сигизмунд Веселовский (?)
В ролях: Виктор Зимовой, Л. Миткевич-Желток, Николай Римский, Мариэтта Петини

Еще недавно эта картина хранилась в Госфильмофонде под названием «Дядя Пуд в Луна-парке».
И действительно, герои развлекаются на ярмарке — катаются на карусели, измеряют мощность удара на силометре, толпятся у лотков с гостинцами. Однако, как выяснила в 2022 году хранитель Ярославского музея-заповедника Ирина Зубатенко, на самом деле это картина ярославской фабрики Григория Либкена, в ролях заняты актеры ее постоянной труппы — Виктор Зимовой, Николай Римский, Мариэтта Петини. Тучного Виктора Зимового киноателье рекламировало как «русского Поксона», в подражание полному американскому комику Джону Банни, известному в России под этим именем. Сохранившийся фильм может быть либо картиной «Поксон на Волге», либо «Любовь на ярмарке» (см. Каталог II ММФАФ 2022). Первой лентой, где появлялся Русский Поксон, был «Дон Жуан из Пошехонья» (1914): Зимовой играл надворного советника, влюбившегося в кинематографическую актрису. По сюжету режиссер замечал, что назойливый рыжий поклонник сильно смахивает на Поксона и снимал его у ножек актрисы. На сеансе синематографа жена советника узнавала на экране мужа, и ему крепко доставалось дома. Фарс с Зимовым в хранении ГФФ устроен по схожей теме, только без кинематографических артисток, и ярмарка в этот раз проходит в Рыбинске.


ДЯДЯ ПУД НА СВИДАНИИ

Российская империя, Т/д «А. Талдыкин, А. Дранков и К°»
1913, 3 минуты, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Режиссер: Юрий Юрьевский
Оператор: Николай Козловский
В ролях: Виктор [Всеволод] Авдеев

Всеволод (Виктор) Авдеев был знаменитым цирковым силачом и профессиональным атлетом. Отличался невероятно большим весом в 14 пудов 28 фунтов (218 килограмм) и при этом подвижностью и ловкостью. «В борьбе проявляет такую игривость и такое добродушие, что во многих городах его противников отливали водой», — шутил в заметке о Дяде Пуде издатель спортивного журнала «Геркулес» Иван Лебедев. В 1913 году силача пригласил сниматься в кино кинопродюсер несколько «желтого» толка Александр Дранков. Каждый фильм обыгрывал актерские габариты — необъятный Дядя Пуд вприпрыжку ходил по парковым дорожкам, но при этом не мог пролезть ни в одни двери, своим весом запугивал любовных соперников или оказывался из-за него в дурацком положении, когда не мог найти замену украденным брюкам и был вынужден облачиться в женскую юбку. Картина «Дядя Пуд на свидании» — первая (и единственная сохранившаяся) картина серии.

Дядя Пуд опаздывает на свидание, но при этом не может протиснуться в двери трамвая, под ним расплющивается велосипед и проседает коляска извозчика.


АРКАДИЙ БОЙТЛЕР (название условное)

Российская империя, А/о «А. Ханжонков» [?]
1917 [?], 9 минут, черно-белый, немой, титры не сохранились.
Автор сценария, режиссер, оператор: неизвестны
В ролях: Аркадий Бойтлер; Мария Куликова [?], Красовская, Михаил Стальский

Главной задачей научного отдела Госфильмофонда была и остается обработка киноколлекции — атрибуция фильмов, составление фильмографий, написание аннотаций и подготовка каталогов. Тем не менее, несмотря на старание нескольких поколений киноархивистов, часть фильмов пока опознать не удалось, как, например, картину, хранящуюся в фонде под условным названием «Аркадий Бойтлер». Этот фильм входит в серию об Аркаше, которая выпускалась в киноателье Александра Ханжонкова. Аркаша — невысокий, щуплый, патологически рассеянный — отличался как комическая маска своей меланхоличностью. Как и прочие герои комических фильмов, он то и дело попадал впросак — садился на спину прохожего вместо велосипеда, получал взашей, путал сахар с солью, пытался надеть на голову кошку вместо меховой шапки, засыпал, положив ноги на подушку — но при этом лицо Аркадия Бойтлера выражало детскую растерянность и бесконечное терпение перед причудами этого мира.


АРКАША ЖЕНИТСЯ

Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1917, 14 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились
Режиссер: Александр Уральский
Оператор: Борис Медзионис
В ролях: Аркадий Бойтлер, Елена Южная, Александр Херувимов, Эдуард Кульганек

Загуляв на мальчишнике, Аркаша в день свадьбы просыпается почти в полдень. Он идет умыться, но засыпает под раковиной, и вода заливает его фрачный костюм. Чтобы просушить одежду, развешивает ее на кустах в парке, затем, одевшись, спешит к суженой. Но невеста не прощает ему опоздания и зевка вместо поцелуя, и ее папаша выставляет Аркашу из дома. Бедняга засыпает стоя на парковой аллее, засыпает после того, как его сбивает автомобиль, засыпает, когда его пытаются задержать жандармы. Тем временем невеста, пожалев рассеянного сердечного друга, пускается на его поиски.

Незадачливый Аркаша появился почти в двух десятках картин, выпущенных кинофирмой Александра Ханжонкова. После эмиграции актер, поработав в Европе и США, осел в Мексике, стал одним из режиссеров «золотого века» мексиканского кино. Дружил с Фридой Кало, встречался с Эйзенштейном на съемках его фильма «Да здравствует Мексика!».


РИНО ХОЧЕТ ЗАКУРИТЬ

Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1916, 5 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Режиссер: Цезарь [Цезаре] Рино-Лупо
В ролях: Цезарь [Цезаре] Рино-Лупо, Эдуард Кульганек, Елена Южная, К. Антоновская

Цезаре Виталино Лупо был настоящим «гражданином мира». Он родился в Риме, начал снимать кино во Франции и Германии, переехал в Данию, во время Первой мировой войны перебрался в Москву. Итальянский актер, хотя и не владел русским языком, нашел себе место в российском кинематографе, придумав комическую маску Рино (от Цезарино) Лупо. Снимался в кинофирме «Биофильм», потом у Александра Ханжонкова. В фильме «Рино в России» изображал свой приезд в снежную Россию как побег от надоевшей любовницы и обретение новой — переводчицы с французского, которой за «проявленные пыл и энергию в поцелуях» предлагают амплуа комической артистки. После революции актер уехал в Польшу, а потом продолжил бег по миру, снимая кино в Испании и Португалии.

В фильме «Рино хочет закурить» Рино сначала никак не может найти огонька для сигареты, а потом оказывается в одних дымящихся панталонах в Петровском парке.


АНТОШУ КОРСЕТ ПОГУБИЛ

Российская империя, к/ст «Люцифер»
1916, 17 минут, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные).
Автор сценария: Эдвард Пухальский
Режиссер: Эдвард Пухальский
В ролях: Антон [Антони] Фертнер

Антони Фертнер был в числе польских актеров, оказавшихся в России после начала Первой мировой войны. Часть польских актеров эвакуировалась по собственной воле, часть получила распоряжение выехать из Польши вглубь России из-за австрийского подданства. Фертнер, популярный театральный комик, был одним из пионеров польского кино, снявшись в 1908 году в картине «Антось в первый раз в Варшаве». В России его пригласила на работу фирма Александра Ханжонкова, он снялся в 11 картинах, разработав маску Антоши, которому то и дело приходилось выпутываться из щекотливых ситуаций. В 1916 году Фертнера переманила фирма «Люцифер» Эдварда Пухальского, еще одного польского эмигранта. За два года у режиссерско-актерского дуэта Пухальского и Фертнера вышло 23 фарса и комедии.

В фильме «Антошу корсет погубил» Антоша устраивает дома веселую вечеринку, после которой одна из дам забывает у него корсет. Утром должна приехать жена Антоши, поэтому он прилагает героические усилия, чтобы избавиться от злополучного предмета женского гардероба, но честные граждане каждый раз приносят «утерянное» обратно.
РАСПИСАНИЕ

8 октября 2024, вторник
18:30
Сериальные маски

Лысый влюблен в танцовщицу (1916)
Лысый – кинооператор (1916)
Двойник Макса (1914)
Фарс с Зимовым – «Русским Поксоном» (1915)
Дядя Пуд на свидании (1913)
Аркадий Бойтлер (1917?)
Аркаша женится (1917)
Рино хочет закурить (1916)
Антошу корсет погубил (1916)

Плёнка, немой, 82 мин.
18+

Показ представит: ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы Александра Устюжанина.

Музыкальное сопровождение: пианист, тапёр, импровизатор Филипп Чельцов.
Кинотеатр «Иллюзион»