IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НАД ЧЕМ СМЕЕТЕСЬ: КОМЕДИИ И ФАРСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Комедии 1910–1913 годов
Российская империя
1908–1913
Плёнка, немой, 70 мин.
УСЕРДНЫЙ ДЕНЩИК («УСЛУЖЛИВЫЙ ДЕНЩИК»)

Российская империя, Т/д «А. Дранков и К°»
1908, 4 минуты, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Автор сценария: Н. Филиппов
Режиссер: Н. Филиппов
Оператор: Александр Дранков
В ролях: Н. Филиппов, Василий Гарлин

«Усердный денщик» считается первой отечественной комедией. «Прекрасно исполненная небольшая пьеска построена на многих комических эффектах и вызывает у зрителей веселый смех», — сообщал «Вестник кинематографов Санкт-Петербурга» (1908. № 2).

Генеральский денщик, пользуясь отсутствием хозяина, проводит время у кухарки. Он то норовит полакомиться прямо из кастрюли и получает нагоняй, то прилипнет к клейкой ленте от мух, то галантно вызывается перенести тарелки, но роняет на пол всю стопку, то обрушит на генерала, тоже заглянувшего полюбезничать с кухаркой, посудный шкаф.

Юмор в первой попытке российских кинематографистов «снимать смешно» оказался грубоват, но, тем не менее, начало было положено.


ПРИКЛЮЧЕНИЕ В ПАРКЕ (название условное)

Российская империя, студия неизвестна
Начало 1910-х, 7 минут, вирированный, немой, интертитры не сохранились.
Автор сценария, режиссер, оператор, роли: неизвестены

Пара влюбленных гуляет в парке. Между ними возникает размолвка, и молодые люди расходятся.
Но они были в парке не одни — за ними наблюдали статуи фавна и нимфы. Опечаленные произошедшим, статуи оживают и проводят обряд с призывом богам помочь им помириться. На тропинке парка появляется маленький кудрявый Купидон, и парочка снова сидит на скамейке.

Финал утрачен. Примечательно сочетание типично среднерусской природы, прозаического облика влюбленных и статуй в тогах. Ранее указываемые варианты названия — «Квинтэссенция злобы дня» / «606» — картине приписывались неверно. «Кине-журнал» (1910. № 15) пишет, что картина А. Дранкова «606» — это «пародия на препарат 606 профессора Эрлиха». Под этим названием продавался сальварсан — недавно изобретенный препарат на основе мышьяка для лечения сифилиса. Появление сифилиса в имеющемся сюжете про ожившие статуи и романтические прогулки крайне маловероятно.


ИГРА СЛОВ

Российская империя, Т/д «А. Ханжонков и К°»
1909, 2 минуты, мультипликационный, рисованный, черно-белый, немой
Автор сценария, режиссер, оператор, роли: неизвестены

Набор иллюстраций, представляющих собой овеществление метафор — «существо картины было в комической расшифровке надписей», — писал в мемуарах Александр Ханжонков.
На рисунке с текстом «он будто сквозь землю провалился» изображен ушедший по пояс в пролом человек; «он раскусил, что это за птица» — некий господин усердно раздирает руками и зубами курицу; «он развесил уши от восторга» — герой стоит возле веревки с нанизанными на нее ушами — и так далее. Эксперимент студией был признан неудачным и продолжения не имел, но сейчас представляет интерес, как попытка сплава ребуса и кинематографа.


МЕРТВЫЕ ДУШИ

Российская империя, Т/д «А. Ханжонков и К°»
1909, 7 минут, черно-белый, немой, русские интертитры (восстановленные)
Автор сценария: Петр Чардынин
Режиссер: Петр Чардынин
Оператор: Владимир Сиверсен
В ролях: Иван Камский, Василий Степанов, Адольф Георгиевский, Антонина Пожарская, Павел Бирюков, Петр Чардынин, Андрей Громов [другие источники — Зарубин], Александра Гончарова, Е. Фадеева, Л. Храповицкая, И. Потемкин

Фильм поставлен к столетию со дня рождения Н. В. Гоголя. Сохранилось внесценическое представление персонажей перед началом картины и два игровых эпизода: Чичиков у Собакевича и Плюшкина. Снят в стилистике «кинолубка», который, как писала киновед Нея Зоркая, оставлял от произведения только «фабулу, имена персонажей и подпись классика». В финале-«апофеозе» все герои собираются вокруг бюста Гоголя. Из-за неопытности создателей картина снималась исключительно при дневном свете и оказалась слишком темной (о чем известно из воспоминаний создателей, но не подтверждается сохранившимся материалом). Дефект пришелся на руку группе кинодекламаторов под руководством Якова Жданова. Так как артикуляция не была отчетливой, это позволило «озвучить» ленту — то есть подобрать монологи, произносимые параллельно с действием на экране. Группа выкупила для себя одну копию и с успехом гастролировала с «говорящей картиной».


РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА

Российская империя, Т-во «Варяг»
1912, 13 минут, черно-белый, немой, интертитры не сохранились.
Автор сценария: Михаил Новиков [по другим источникам — Петр Чардынин]
Режиссер: Михаил Новиков
Оператор: Антонио Серрано
В ролях: Ю. Новикова, Михаил Новиков, Владимир Карин, Савельев

По одноименной басне Ивана Крылова. «Невеста-девушка смышляла жениха: / Тут нет еще греха, / Да вот что грех: она была спесива» — так начинается басня. Девушка на выданье придирчиво оценивает потенциальных суженых, но, отвергнув женихов «первой категории», получает женихов уже «второй», а еще через пару лет к ней совсем перестают свататься, и она счастлива уже тем, что «вышла замуж за калеку».

Известная картина Павла Федотова (1847) на этот несколько мизогинный сюжет иллюстрирует его довольно ядовито, тогда как режиссер Михаил Новиков экранизирует басню иронически и вместе с тем с сочувствием к невесте — ее будущий муж оказывается хоть и дряхлым, но премилым старичком, в отличие от сонма самовлюбленных женихов. Возможно, более мягкой трактовке способствовал факт, что торговый дом «Варяг», выпустивший фильм, принадлежал двум женщинам — вдове банковского служащего Августе Штерн и владелице косметической мастерской Сандухте Елизарьянц.


ДЯДЮШКИНА КВАРТИРА

Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1913, 35 минут, черно-белый, немой, русские интертитры (оригинальные и восстановленные).
Автор сценария: Петр Чардынин
Режиссер: Петр Чардынин
Оператор: Федор Бремер [по другим данным — Григорий Гибер]
Художник: Борис Михин
В ролях: Иван Мозжухин, Андрей Громов, Лидия Триденская, Долинина, Александр Херувимов, В. Ниглов

По мотивам одноименного театрального фарса И. Мясницкого.

Вениамин Вишневский, составитель каталога дореволюционных картин, чрезвычайно щедрый на критические характеристики, тем не менее, назвал «Дядюшкину квартиру» «одной из самых удачных комедий раннего русского кино». Ее основой послужил одноименный театральный фарс Ивана Мясницкого, который, в свою очередь, был переложением иностранной пьески. Получилась московская фантазия на французский манер.

Уезжающий на воды дядя оставляет на попечение племянника, легкомысленного Коко, роскошную квартиру. Коко, у которого теперь есть «все, кроме денег», сдает комнаты жильцам, и начинается веселый кавардак: все влюбляются друг в друга, строчат стихи: «ты утра первая улыбка / в мечтах лазоревой мечты» и назначают свидания в беседке вздохов в Сокольниках.

Иван Мозжухин с видимым удовольствием дурачится в роли везучего повесы.
РАСПИСАНИЕ

6 октября 2024, воскресенье
19:30
Комедии 1910–1913 годов

Усердный денщик (1908)
Приключение в парке (1910-е)
Игра слов (1909)
Мертвые души (1909)
Разборчивая невеста (1912)
Дядюшкина квартира (1913)

Плёнка, немой, 70 мин.
18+

Показ представит: ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы Александра Устюжанина.

Музыкальное сопровождение: пианист, композитор, тапёр, импровизатор Наталья Скворцова.
Кинотеатр «Иллюзион»