Fin de siècle наполнялся не только декадансом, влечением к смерти и спиритизмом. Обилие географических открытий, технологический прогресс, тяга к путешествиям - все эти и многие другие причины привели к тому, что начало ХХ века ознаменовалось проникновением в Европу и США поветрий (подчас истерических) на все кажущееся загадочным и иррациональным, что исходило от Востока. Кинематограф многим им обязан. Большая часть актрис, прославившихся в ролях женщин-вамп (Теда Бара и все ее последовательницы), почти все итальянские дивы начинали с восточных танцев, многие масштабные декорации для фильмов выстраивали художники-ориенталисты.
Плавные жесты, узоры Востока или ломаная пластика Африки надолго определили существование актера в предкамерном пространстве, как чуть позже они же во многом повлияли на возникновение различных техник монтажа. Сам кинематограф становится в начале ХХ века инструментом "нового видения" мира. Задолго до Вертова о всматривающемся глазе киноаппарата, о его способности проникать повсюду не раз писали как раз в связи с изображением "другого мира" - стран Африки и Азии. В данную программу войдут не только игровые фильмы, действие которых происходит в странах Востока или Африки, но и хроника 1900-1910-х годов, впервые позволившая узреть их "первобытное" и киногеничное пространство.
Андрей Икко