II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
Грезы Запада: ориентализм в кино.
Сеанс 2.
ХРОНИКА
Фильмы разных стран
1900-е – 1920-е
Франция, Gaumont, 1900-е.
вирированный, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ 105,1 м, 18 к/с, DCP, 5 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Посещение туристами древнего города Луксор. В фильме запечатлены храмы, обелиски, статуи Рамзеса и руины города.

ЭКСКУРСИЯ В ЛУКСОР И ОКРЕСТНОСТИ / EXCURSION A LOUXOR ET LES ENVIRONS
Франция, 1910-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ 228,4 м, 18 к/с, 11 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Культурная столица Марокко – город Фес. Архитектура города, базары, лавки торговцев, жизнь и отдых жителей города – все становится объектом взгляда кинокамеры.

Мусульмане города Фес / La vie musulmane a Fez
Франция, 1920 г.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ 289,7 м, 18 к/с, 14 мин.), французские титры, ВЭ 1920.

Фильм-путешествие, в котором показаны пейзажи и архитектура африканских городов с высоты летящего в небе самолета. Засняты разные регионы и их достопримечательности: форт Табанюрт, Коломб-Бешар, оазис Аин-Сефра и Ле-О-Плато. Также отображены жизнь местного населения и приезд французской делегации.

БИСКРА И ЭЛЬ КАНТАРА / BISKRA ET EL KANTARA
Франция,1920-е.
ч/б, немой, 2 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 371,4 м, 18 к/с, 16 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Оператор: Кристиан Матра.

Портовый город Бизерта – один из самых притягательных для туристов городов Туниса. Белоснежные здания, ослепляющее солнце, старинные арабские кварталы, большие базары и маленькие лавочки, быт жителей города, их отдых – все это показано в фильме, снятом в будущем известным оператором Кристианом Матра (оператором фильмов Ренуара, Офюльса, Бунюэля и многих других).

ОТ НИГЕРА ДО ОРАНА / DU NIGER A ORAN
Германия, UFA, 1920-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 235,2 м, 18 к/с, 10 мин.), немецкие титры, выход на экраны неизвестен.

Автор сценария: Карл Деннерт
Оператор: Ольга Б. Адамара.

Хроникальный фильм-путешествие, в котором отражен путь съемочной группы от вулкана Килиманджаро вплоть до побережья Индийского океана. В фильме представлена жизнь поселений, лежащих вдоль этого маршрута, и различные события, свидетелями которых стали авторы фильма: пожар в степи, работа на плантациях, сельское хозяйство в небольших поселениях и добыча кокосов.

МЕЖДУ КИЛИМАНДЖАРО И ИНДИЙСКИМ ОКЕАНОМ / ZWISCHEN KILIMANDSCHARO UND INDISCHEM OZEAN
Германия, Natur film, 1920-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 281,8 м, 18 к/с, 13 мин.), немецкие титры, выход на экраны неизвестен.

Луксор и его достопримечательности. Сельское хозяйство региона, быт крестьян, археологические раскопки возле пирамид, статуи и барельефы Древнего Египта.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕГИПТУ / REISEN NACH ÄGYPTEN
Франция, Pathe, 1920-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 171,5 м, 18 к/с, 8 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен

Режиссер: Жубер де Бенак
Оператор: Ле Курьё.

Хроникальный фильм. Руины древних городов Джемилы, Константины, Хемессы и Тебессы.

ЗОЛОТЫЕ ГОРОДА / LES VILLES D'OR
Франция, 1920-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 152,3 м, 18 к/с, 7 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Хроникальный фильм, в котором заснят путь путешественников на автомобиле по пустыням Алжира. Показана архитектура и жители городов Эль Уэд и Уаргла.

ТУГГУРТ В ЮЖНОМ АЛЖИРЕ / TOUGGOURT DANS LE SUD-ALGERIEN
Франция, 1920-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 295,1 м, 18 к/с, 14 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Руины, храмы и форумы древних городов Карфагена и Дуги. Жизнь в современном Тунисе – его архитектура, улицы, заполненные местными жителями, магазины и лавки на базаре.

ТУНИС, КАРФАГЕН, ДУГГА / TUNISIE, CARTHAGE, DOUGGA
ОРИЕНТАЛИЗМ В КИНОХРОНИКЕ
Технологический прогресс и развитие транспорта подарили человеку XIX – начала XX века иллюзию тотального исчезновения физических границ, сжатия мира – путь Колумба через Атлантику, занявший у него 70 дней, Линдберг мог пролететь за сутки с небольшим, а сейчас время преодоления подобного пространства – несколько часов. Фотография и подоспевший к началу ХХ века кинематограф не только способствовали распространению этой иллюзии, но и подтверждали, удостоверяли, делали подлинным и почти что осязаемым все, к чему прикасались. То, что раньше неизбежно преобразовывалось, изменялось – подчас до неузнаваемости – под воздействием воли и воображения художника, фото- и кинопленка превращали в слепки реальности, придавая всему ощущение узнаваемости и сопричастности. Но все так выглядит лишь на первый и достаточно поверхностный взгляд. Затрагивая тему копирования природы, ее воспроизведения, любой автор или исследователь неизбежно сталкивается с сонмом сложных и неразрешимых до конца вопросов: чем является копия природы? Что происходит с природой в момент «передачи» ее отображения при помощи технических средств? Возможен ли взгляд на окружающую действительность без вмешательства в нее? В какой момент возникает эффект наблюдателя – этот неизбежный изъян любого исследования – и возможно ли от него уберечься? И, наконец, в чем заключена сама природа изображения?
Особенно важными эти вопросы становятся тогда, когда речь заходит об «экзотике» и «экзотическом Другом». Фотографы XIX века, кинохроникеры века XX отправлялись в самые отдаленные уголки планеты, чтобы запечатлеть места, памятники архитектуры, быт и особенности культуры местного населения. Привозя на родину отснятый материал, они ломали многочисленные штампы изображения Востока и Африки, сложившиеся в живописи и литературе, меняли восприятие «цивилизованного» человека того времени и переворачивали его картину мира. При этом все то, о чем можно было раньше только грезить – будь то пирамиды Египта, восточные красавицы или роскошь дворцов Китая и Японии – внезапно становилось близким, намного более понятным, чем раньше, и почти «домашним». Не удивительно, что вскоре возникла мода на все восточное – одежду, мебель, архитектуру, музыку. В это пору Африка и страны Океании (вплоть до 1920-х) оставались несколько в стороне, и все основное внимание было приковано к Ближнему и Дальнему Востоку. Именно туда отправлялись первые хроникеры – операторы братьев Люмьер. Из обширной фильмографии киностудии Люмьеров «экзотическим» сюжетам посвящено свыше 200 фильмов: города, селения Индии, Китая, Японии, Индокитая и арабских стран Африки оказывались частыми их «героями». Больше всего таких сюжетов снял оператор Габриэль Вейр – с августа 1896 по март 1900 года он успел отснять около 60 роликов в нескольких восточных странах и Марокко. Параллельно, в эти же годы и в этих же местах работал Томас Армат – известный изобретатель и оператор, фильмы которого – редкий пример иного, отличного от бытующего в то время взгляда на «экзотику». Суть этого отличия в простой, как кажется, детали – вместо статичной съемки какого-либо события или объекта (местного жителя, архитектуры здания и пр.) Армат ставит камеру в центре площади или любого обширного пространства и панорамирует на 360 градусов. Тем самым он не просто высвечивает разные стороны жизни, лишенные «сенсационности», но и придает виденью онтологический характер.
К сожалению, Госфильмофонд не располагает копиями фильмов Армата, но в своей программе я попытался собрать фильмы с различными подходами к изображению «экзотического Другого». В некоторых из них неминуемо будет проявляться ориенталистский взгляд, ведь сам формат раннего кино – одно- двухчастевые ролики – не позволяет углубиться, пристальнее рассмотреть культуру и традиции запечатленного коренного населения: любой снимаемый объект при таком формате непременно становится, согласно определению Тома Ганнинга, «аттракционом». Понадобится еще без малого полвека для того, чтобы техника кино позволила бы этнографам и антропологам снимать долгими планами, передоверяя при этом комментирование происходящего на экране Другому, лишенному налета «экзотичности». Однако и в немом кино разницу в показе Другого можно заметить: если одни кинематографисты отображают преимущественно шокирующие детали быта местных жителей, выдвигая на первый план зрелищность происходящего, то другие фокусируются на простых, обыденных сценах, тем самым лишая свое виденье назойливого удивления и снисхождения. Этот метод съемки можно заметить в фильмах «Бискра и Эль Кантара», «Туггурт в южном Алжире», «Бизерта», «Мусульмане города Фес» – большую часть повествования в этих фильмах занимает рассказ об укладе жизни людей в разных странах Северной Африки. Противоположный угол зрения – ориенталистский – присутствует в картинах «Между Килиманджаро и Индийским океаном», «Жизнь туземцев в Бельгийском Конго», «Невольничья дорога в Конго», «От Нигера до Орана», где окружающая реальность подается как череда «сенсационных» событий.
Особняком стоит хроникальный сюжет «Женщины Индии», скорее похожий на игровой фильм-спектакль, чем на хронику. Это самый ранний пример «экзотики» в нашей программе. Создан он на студии Pathe – студии, сместившей братьев Люмьер и ставшей уже в начале 1900-х лидером мирового кинопроката. Именно на Pathe в эти годы выходили все основные ориенталистские «боевики», как тогда именовали самые захватывающие и интригующие зрителя кинокартины. Понимая запросы своей аудитории, дирекция студии рассылала операторов по всему миру, платя им за метр пленки с «экзотическим» материалом в два раза больше, чем за метр пленки, снятый во Франции (вместо 7 франков – 15). «Женщины Индии» выходят как раз в пору самого пика моды на все восточное. В фильме подробно показывается распорядок дня индианки: пробуждение, туалет, курение кальяна, пение, встреча с ребенком и молитва в храме. Каждое событие, каждое движение (расчесывание волос, примерка сари и др.) подается как «диковинка», что подчеркивается способом съемки – все сцены, за исключением молитвы в храме, были засняты в специально созданных студийных декорациях.
В программу также вошло и несколько во многом чисто туристических фильмов, в которых если и присутствует ориенталистское виденье, то оно несколько нивелируется объектами съемки – архитектурой и произведениями искусства Древнего Мира. Так, «Путешествие по Египту» и «Путешествие в Луксор» посвящены исключительно изображению пирамид, храмов и статуй Древнего Египта, а быт местных жителей дается в них только пунктирно. «Золотые города» и «Тунис, Карфаген, Дугга», в свою очередь, знакомят зрителей с убранством храмов, дворцов и других достопримечательностей Северной Африки. Возможно, наиболее интересным среди подобных фильмов является «Ангкор» – хроникальный сюжет о величественном камбоджийском храмовом комплексе Ангкор-Ват (который, к слову, редко привлекал внимание хроникеров) и о буддийских монахах, читающих мантры в начале ХХ века в том же храме, в том же месте, что и их собратья тысячу лет тому назад.

Андрей Икко

ЖЕНЩИНЫ ИНДИИ / LES FEMMES DE L`INDE
Франция, Pathe, 1900-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 107,9 м, 18 к/с, DCP, 5 мин.), русские титры, выход на экраны неизвестен.

Несколько сцен из жизни индианки: утренняя гигиена, примерка сари, встреча с ребенком, игра на музыкальном инструменте, молитва в храме.

АНГКОР / ANGKOR
Франция, 1910-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 228,6 м, 18 к/с, DCP, 11 мин.), французские титры, выход на экраны неизвестен.

Ангкор-Ват - храмовый комплекс, созданный в честь бога Вишну в XII веке. В фильме показаны руины этого комплекса и сохранившиеся до наших дней фрагменты архитектуры зданий и священных мест: пять башен из песчаника, статуи Будды, различные барельефы с изображением богов и животных.

ЖИЗНЬ ТУЗЕМЦЕВ В БЕЛЬГИЙСКОМ КОНГО / LA VIE INDIGENE AU CONGO BELGE
Франция, 1910-е.
ч/б, немой, 1 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 186 м, 18 к/с, 8 мин.), французские и голландские титры, выход на экраны неизвестен.

Быт, традиции и обычаи жителей различных регионов Конго: плетение корзин, изготовление оружия и глиняных кувшинов, приготовление еды.

БИЗЕРТА / BIZERTA
Франция, Films René Moreau, 1922 г., ч/б, немой, 1 ч., 300 м (копия ГФФ – 265,3 м, 18 к/с, 12 мин.), французские титры, ВЭ 1922.

Режиссер: Рене Моро.

Оазис Бискра, архитектура города Эль-Кантара. Засняты народные танцы, многочисленные портреты жителей города и уклад их жизни.

НЕВОЛЬНИЧЬЯ ДОРОГА В КОНГО / SLAVE ROAD TO THE CONGO
Великобритания, 1924 г.
вирированный, немой, 1 ч., 460 м (копия ГФФ –168,4 м, 18 к/с, DCP, 8 мин., фрагмент), английские титры, ВЭ 1924.

Деревня в джунглях Африки. Экспедицией засняты различные бытовые сцены: приготовление пищи, игры с животными, танцы. Отдельно снят пожар в степи.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

18 ноября, пятница
17:00
Грезы Запада: ориентализм в кино. Сеанс 2
Хроника
Фильмы разных стран (1900-е – 1920-е)

Плёнка 35 мм, цифровой носитель
Русские субтитры
12+

Музыкальное сопровождение: Сергей Аксенов (пианино).

Сеанс представит киновед, историк кино, начальник отдела научной обработки фонда Госфильмофонда России Андрей Икко.
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

!
Студентам очных и очно-заочных отделений предоставляется скидка 100 рублей на показы фестиваля в кинотеатре «Иллюзион». Забронировать билеты со скидкой можно в кассе кинотеатра по телефону: +7 (495) 915-43-53. Приобрести билеты со скидкой можно в кассе кинотеатра.