Советское кино, так или иначе вобравшее в себя традиции натуральной школы, видело в Достоевском защитника мира угнетённых — физиологический очерк в советских фильмах часто сопрягался с гротеском, свойственным русской литературе — от Николая Гоголя до Михаила Салтыкова-Щедрина.
В настоящую программу наряду с каноническими экранизациями включены малоизвестные фильмы. Так, «Идиот» Петра Чардынина — это одна из первых попыток перенести роман Достоевского на экран. Картина не отличается особой изобретательностью, но в то же время воспроизводит все основные события романа. Другой пример — «Идиот» Акиры Куросавы, в котором важны уже не столько события, сколько передача мировоззрения Достоевского. Другая «пара» фильмов — «Преступление и наказание» Пьера Шеналя и «Пуританин» Джеффа Мюссо.
В первом случае вполне точно переданная история привязана к интерьерам Петербурга времён Достоевского, во втором — героем фильма, действие которого перенесено во Францию, становится невротичный религиозный фанатик, убивший проститутку во имя освобождения мира от зла и разврата. В фильме Анджея Жулавски «Шальная любовь» роман «Идиот» превращается в бурлеск, а сюжет далеко уходит от содержания первоисточника.
Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России