КИНОТЕАТР «ИЛЛЮЗИОН»
ПЕРСОНА.
ДОСТОЕВСКИЙ
В 2021 году весь мир отмечает 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Количество кино- и телеэкранизаций его произведений приближается к 150. Для показа в рамках Фестиваля архивных фильмов были выбраны редкие и малоизвестные картины, а также фильмы легендарных мастеров — Лукино Висконти, Акиры Куросавы, Робера Брессона, Анджея Жулавски.
Первой экранизацией Достоевского был фильм Василия Гончарова «Преступление и наказание», снятый в 1909 году и считающийся утраченным. Всего в мире в разное время было выпущено более 150 кино- и телефильмов по мотивам его произведений. Романы Достоевского оказались созвучны многим течениям мирового кино — от немецкого экспрессионизма до французской «новой волны» и итальянского неореализма. Для экспрессионистов Достоевский — это в первую очередь писатель боли и крика.
В эпоху французской «новой волны» Достоевский видится как создатель сложного нелинейного нарратива, в котором персонажи — это скорее носители идей, чем «живые люди». У Лукино Висконти, напротив, возвращение к традициям реализма заставляет героев обрести «плоть и кровь», слиться с ландшафтами итальянского города («Белые ночи»). Уличные съёмки активно использовались и в фильме Живоина Павловича «Враг», снятом на основе повести «Двойник», в котором драма распада человеческой личности разворачивалась в послевоенной Югославии.

Читать далее...
Советское кино, так или иначе вобравшее в себя традиции натуральной школы, видело в Достоевском защитника мира угнетённых — физиологический очерк в советских фильмах часто сопрягался с гротеском, свойственным русской литературе — от Николая Гоголя до Михаила Салтыкова-Щедрина.
В настоящую программу наряду с каноническими экранизациями включены малоизвестные фильмы. Так, «Идиот» Петра Чардынина — это одна из первых попыток перенести роман Достоевского на экран. Картина не отличается особой изобретательностью, но в то же время воспроизводит все основные события романа. Другой пример — «Идиот» Акиры Куросавы, в котором важны уже не столько события, сколько передача мировоззрения Достоевского. Другая «пара» фильмов — «Преступление и наказание» Пьера Шеналя и «Пуританин» Джеффа Мюссо.
В первом случае вполне точно переданная история привязана к интерьерам Петербурга времён Достоевского, во втором — героем фильма, действие которого перенесено во Францию, становится невротичный религиозный фанатик, убивший проститутку во имя освобождения мира от зла и разврата. В фильме Анджея Жулавски «Шальная любовь» роман «Идиот» превращается в бурлеск, а сюжет далеко уходит от содержания первоисточника.

Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России
Читать далее...
Советское кино, так или иначе вобравшее в себя традиции натуральной школы, видело в Достоевском защитника мира угнетённых — физиологический очерк в советских фильмах часто сопрягался с гротеском, свойственным русской литературе — от Николая Гоголя до Михаила Салтыкова-Щедрина.
В настоящую программу наряду с каноническими экранизациями включены малоизвестные фильмы. Так, «Идиот» Петра Чардынина — это одна из первых попыток перенести роман Достоевского на экран. Картина не отличается особой изобретательностью, но в то же время воспроизводит все основные события романа. Другой пример — «Идиот» Акиры Куросавы, в котором важны уже не столько события, сколько передача мировоззрения Достоевского. Другая «пара» фильмов — «Преступление и наказание» Пьера Шеналя и «Пуританин» Джеффа Мюссо.
В первом случае вполне точно переданная история привязана к интерьерам Петербурга времён Достоевского, во втором — героем фильма, действие которого перенесено во Францию, становится невротичный религиозный фанатик, убивший проститутку во имя освобождения мира от зла и разврата. В фильме Анджея Жулавски «Шальная любовь» роман «Идиот» превращается в бурлеск, а сюжет далеко уходит от содержания первоисточника.

Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России
Российская империя, Торговый дом «А. Ханжонков»
1910, 20 минут
Франция, Les Films Derby
1937, 84 минуты
СССР, «Межрабпомфильм»
1932, 90 минут
Франция, General Production
1935, 91 минута
Япония, Shochiku
1951, 166 минут
Франция, Parc Film, Marianne Productions
1969, 89 минут
Италия — Франция, Cinematografica Associati (CI.AS.), Intermondia Films
1957, 100 минут
Югославия, Viba Film
1965, 82 минуты
Франция, Sara films
1984, 103 минуты