Япония, Shochiku, 1951, 35 мм, 166 минут
Авторы сценария: Акира Куросава, Эйдзиро Хисаита
Режиссёр: Акира Куросава
Оператор: Тосио Убукато
Композитор: Фумио Хаясака
В ролях: Масаюки Мори, Тосиро Мифунэ, Сэцуко Хара, Такаси Симура, Ёсико Куга, Тиеко Хигасияма
В фильме «Идиот» Акира Куросава воссоздаёт субъективное видение реальности, характерное для литературного первоисточника. Режиссёр переносит на экран основные эпизоды романа, добавляя лишь некоторые изменения. Так, болезнь князя Мышкина мотивирована нервным потрясением, пережитым в плену: как и самого Достоевского, его приговорили к казни, но потом неожиданно помиловали. Куросава показывает традиционный японский карнавал масок на катке — в романе это гуляния в Павловске и столь же традиционное японское чаепитие у матери Акамы (чаепитие Мышкина у Рогожина). В финале оба главных героя — Камэда и Акама— теряют рассудок во время ночного бдения у тела Таэко Насу (Мышкин и Рогожин у трупа Настасьи Филипповны).
Фильм получил широкое признание в странах Запада и в СССР, а в Японии воспринимался как искусство, далёкое от национальной традиции. Японский киновед Акира Ивасаки, высоко ценивший творчество Куросавы, но в то же время не разделявший его эстетических взглядов, писал, что «…режиссёр помещает человека в колбу, создаёт там определённые условия, определённым образом воздействует на него и наблюдает за происходящей реакцией» (Ивасаки А. История японского кино / А. Ивасаки.— М.: Прогресс, 1966.— С. 181). Как отмечает Ивасаки, Куросава уходит от «созерцательности», характерной для традиций более раннего японского кино, и стремится к «утверждению идей», его занимают «проблемы человеческого существования» (Там же.— С. 181). Сама восточная культура выступает у Куросавы в качестве метафоры «странного» мира Достоевского.
В романе «Идиот» персонажей объединяет субъективное переживание пространства, которое становится проекцией их внутреннего мира. Куросава воплощает это расколотое пространство при помощи теней и неожиданных геометрических композиций. У Сато, участника беседы с режиссёром, опубликованной под заголовком «“Секреты” мастерства», эти тени вызывают ассоциацию с творчеством Фрица Ланга («Секреты» мастерства. Беседы за круглым столом // Акира Куросава / Л.М. Завьялова.— М.: Искусство, 1977.— С. 186). В фильме есть даже актёр, исполняющий роль тени Мышкина. Режиссёр Григорий Козинцев точно уловил трансгрессии, происходящие в пространственной ткани фильма: «Потом я отчетливо увидел, как люди шли по хорошо знакомому мне Сенному рынку. А Петербурга на экране и в помине не было. Лишь одна-единственная деталь, близкая России, как навязчивый мотив, проходила сквозь фильм: шёл снег» (Козинцев Г.М. Куросава уже давно стал классиком / Г.М. Козинцев // Акира Куросава / Л.М. Завьялова.— М.: Искусство, 1977.— С. 186, 282). Показывая Хоккайдо, Куросава показывает Россию: уходящую вдаль улицу можно принять за Невский проспект, а холодную речку — за один из петербургских каналов.
Мир Достоевского воссоздан и посредством геометрических композиций, близких к абстракции. Куросава пытается воплотить субъективность зрения, заложенную в романах Достоевского, прибегая к абстракции, густой светотени и объединению разнородных пространств.
Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России
Киндзи Камэда возвращается из плена в Хоккайдо. В поезде он знакомится с Дэнкити Акамой, который рассказывает ему о своей роковой страсти к женщине по имени Таэко Насу. «Идиот» Фёдора Достоевского, перенесенный на японскую почву.