II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
КИНОСТОЛИЦА:
ЕРЕВАН
Автор: Евгений Марголит
В середине 1960-х годов мой друг Ваган попросил меня сфотографировать дом, построенный еще его дедом, в котором он родилсяя и вырос и который по слухам должны были вот-вот снести и построить на его месте новое современное здание.
Ситуация, полностью соответствующая той, что была отражена в «Песне первой любви». Все вокруг радовались перспективе переселения в новую благоустроенную квартиру. Вагану было грустно и он хотел оставить на память фотографии дедовского дома. Я начал снимать дом с разных сторон и ракурсов, снимал общие планы и крупно детали. Сьемка увлекла меня, я любовался через объектив старой обшарпанной дверью, железным засовом с замком… как вдруг чья-то ладонь мягко прикрыла объектив. Я обернулся. Ладонь оказалась милицейской. Уже не молодой, плотный, высокого роста полковник строго обратился ко мне.
Читать далее...
– Ты что это делаешь?
– Фотографирую.
– Что ты фотографируешь?
– Дом.
– Вижу, что дом, а зачем?
– На память.
– На память? Эту рухлядь? Тебе что, больше нечего снимать в Ереване? У нас что, нет красивых современных домов? Знаю я вас, заграницу пойдут фотографии, вот, мол, в каких трущобах советские люди живут. А ну пошел вон отсюда, чтоб я тебя больше не видел, сопляк.
Я попятился и пошел было прочь, но полковник крикнул вдогонку:
– Стой, иди сюда.
Я подошел
– Дай аппарат.
Я протянул ему камеру.
Полковник ловкими движениями рук раскрыл крышку аппарата, достал катушку с пленкой и сунул себе в карман:
– Теперь иди, – сказал он, протягивая мне камеру.
В тот день я понял, что красота понятие относительное. Для тех, кто творит или обнаруживает ее, она жива и действенна, для большинства же людей это мумия, клише, навязанное конкретному обществу в конкретное время. Так воспетый Осипом Мандельштамом Ереван (Ах, Эривань, Эривань, или птица тебя рисовала…) разрушенный почти до основания, так и не удосужился внимания армянских кинематографистов. Объективы кинокамер схватывали лишь то, что считалось красивым, оставляя «рухлядь» без внимания. А когда город был уже построен, появился интерес к старине, к традициям, к серебряным поясам старых мастеров, глиняным кувшинам, коврам и карпетам. Черный туф и красный кирпич исчезли с лица Еревана, их заменил розовый туф (символ светлого настоящего). В этот период кинематографистов начинает манить Ленинакан, который не застраивался так интенсивно как столица.
Но столицей кино Ереван продолжал оставаться. На улице Теряна, в самом сердце Еревана, по обе стороны проезжей части улицы теснились одноэтажные, редко двухэтажные «корпуса» киностудии «Арменфильм». С 1923 года, с момента зарождения армянского кино, это было самое сакральное место Еревана. Здесь работали Бек-Назаров, Малян, Довлатян, Параджанов, Пелешян. Впрочем, все известные и малоизвестные созидатели армянского кино. Тут не было ни шлагбаумов, ни милиционеров, редкая машина, помимо студийных, могла тут проехать. Люди стояли группами на тротуарах и на проезжей части улицы. Что-то обсуждали или громко спорили, шутили или негодовали, а кое-кто в одиночестве сидел на ящиках с аппаратурой, может быть, обдумывая предстоящую сьемку. Пройти сквозь этот кордон живых олимпийцев и причастных к их священной профессии людей было настоящим испытанием. Благоговение очаровывало наши юные сердца, когда мы сталкивались лицом к лицу с Грачья Нерсесяном, Давидом Маляном или Хореном Абрамяном. Режиссеров или операторов мы тогда еще не знали в лицо. Отсюда съемочные группы отправлялись на сьемки натуры, нередко в ту или иную часть города и там собирался уже настоящий зритель. Тут съемочная площадка оцеплялась, стояла милиция, зрители стояли на почтенном расстоянии и живо обсуждали происходящее.
Но и этот старый Ереван был разрушен не без участия самих же кинематографистов. Им показалось, что новые производственные мощности и возможности новой студии на окраине города позволят им раскрепостить свой талант и в полную силу заявить о себе всему миру. Увы, не успели они как следует обустроиться на новом месте, как пришла приватизация. Студию купил Хозяин, и Ветер перемен рассеял таланты по миру.
Однако кинематограф сохранил другое, куда более важный и интересный облик Еревана. Это ереванские лица. Лица людей в различных, важных для всего народа, и сугубо бытовых ситуациях. Вспомним экспозицию фильма Ф. Довлатяна «Здавствуй, это я» или все ереванские эпизоды фильма А. Пелешяна «Мы».
Подобные групповые или массовые портреты (в той или иной мере, с большей или меньшей силой художественного воздействия) мы наблюдаем во многих армянских фильмах, и потому с уверенностью можно сказать, что стремление зафиксировать «лицо Народа» одно из специфических черт армянского национального кинематографа.

Гарегин Закоян

Читать далее...
– Ты что это делаешь?
– Фотографирую.
– Что ты фотографируешь?
– Дом.
– Вижу, что дом, а зачем?
– На память.
– На память? Эту рухлядь? Тебе что, больше нечего снимать в Ереване? У нас что, нет красивых современных домов? Знаю я вас, заграницу пойдут фотографии, вот, мол, в каких трущобах советские люди живут. А ну пошел вон отсюда, чтоб я тебя больше не видел, сопляк.
Я попятился и пошел было прочь, но полковник крикнул вдогонку:
– Стой, иди сюда.
Я подошел
– Дай аппарат.
Я протянул ему камеру.
Полковник ловкими движениями рук раскрыл крышку аппарата, достал катушку с пленкой и сунул себе в карман:
– Теперь иди, – сказал он, протягивая мне камеру.
В тот день я понял, что красота понятие относительное. Для тех, кто творит или обнаруживает ее, она жива и действенна, для большинства же людей это мумия, клише, навязанное конкретному обществу в конкретное время. Так воспетый Осипом Мандельштамом Ереван (Ах, Эривань, Эривань, или птица тебя рисовала…) разрушенный почти до основания, так и не удосужился внимания армянских кинематографистов. Объективы кинокамер схватывали лишь то, что считалось красивым, оставляя «рухлядь» без внимания. А когда город был уже построен, появился интерес к старине, к традициям, к серебряным поясам старых мастеров, глиняным кувшинам, коврам и карпетам. Черный туф и красный кирпич исчезли с лица Еревана, их заменил розовый туф (символ светлого настоящего). В этот период кинематографистов начинает манить Ленинакан, который не застраивался так интенсивно как столица.
Но столицей кино Ереван продолжал оставаться. На улице Теряна, в самом сердце Еревана, по обе стороны проезжей части улицы теснились одноэтажные, редко двухэтажные «корпуса» киностудии «Арменфильм». С 1923 года, с момента зарождения армянского кино, это было самое сакральное место Еревана. Здесь работали Бек-Назаров, Малян, Довлатян, Параджанов, Пелешян. Впрочем, все известные и малоизвестные созидатели армянского кино. Тут не было ни шлагбаумов, ни милиционеров, редкая машина, помимо студийных, могла тут проехать. Люди стояли группами на тротуарах и на проезжей части улицы. Что-то обсуждали или громко спорили, шутили или негодовали, а кое-кто в одиночестве сидел на ящиках с аппаратурой, может быть, обдумывая предстоящую сьемку. Пройти сквозь этот кордон живых олимпийцев и причастных к их священной профессии людей было настоящим испытанием. Благоговение очаровывало наши юные сердца, когда мы сталкивались лицом к лицу с Грачья Нерсесяном, Давидом Маляном или Хореном Абрамяном. Режиссеров или операторов мы тогда еще не знали в лицо. Отсюда съемочные группы отправлялись на сьемки натуры, нередко в ту или иную часть города и там собирался уже настоящий зритель. Тут съемочная площадка оцеплялась, стояла милиция, зрители стояли на почтенном расстоянии и живо обсуждали происходящее.
Но и этот старый Ереван был разрушен не без участия самих же кинематографистов. Им показалось, что новые производственные мощности и возможности новой студии на окраине города позволят им раскрепостить свой талант и в полную силу заявить о себе всему миру. Увы, не успели они как следует обустроиться на новом месте, как пришла приватизация. Студию купил Хозяин, и Ветер перемен рассеял таланты по миру.
Однако кинематограф сохранил другое, куда более важный и интересный облик Еревана. Это ереванские лица. Лица людей в различных, важных для всего народа, и сугубо бытовых ситуациях. Вспомним экспозицию фильма Ф. Довлатяна «Здавствуй, это я» или все ереванские эпизоды фильма А. Пелешяна «Мы».
Подобные групповые или массовые портреты (в той или иной мере, с большей или меньшей силой художественного воздействия) мы наблюдаем во многих армянских фильмах, и потому с уверенностью можно сказать, что стремление зафиксировать «лицо Народа» одно из специфических черт армянского национального кинематографа.

Гарегин Закоян

1972, СССР, 78 минут
Режиссёр: Г. Малян
1974, СССР, 88 минут
Режиссёр: К. Геворкян
2021, Армения, 80 минут
Режиссёр: А. Чилингарян
1972, Армения, 71 минута
Режиссёр: Э. Кеосаян
1958, СССР, 103 минуты
Режиссёры: Л. Вагаршян, Ю. Ерзинкян
1973, СССР, 106 минут
Режиссёры: Ф. Довлатян, Я. Искударян