СССР, «Арменфильм», 1972 г., цв., 7 ч., 1938 м, 69 мин., ВЭ 17.IX.1973.
Авторы сценария: Эдмонд Кеосаян, Александр Червинский
Режиссер: Эдмонд Кеосаян
Оператор: Николай Васильков
Художники: Рафаэль Бабаян, Киралина Андраникян
Звукооператоры: Арташес Ванецян, Карен Курдиян
Композитор: Роберт Амирханян
В ролях: Армен Джигарханян (Казарян), Азат Шеренц (Вазген), Фрунзик Мкртчян (Сурен), Авет Геворкян (Арам), Армен Айвазян (Сако), Алла Туманян (Каринэ), Валентин Подпомогов (многодетный отец), Сергей Потикян (Саакян, старшина милиции), Рафаэль Котанджян (Левон), Каринэ Ханданян (Ануш), Артур Саакян (Самвел), Лаура Геворкян (жена Казаряна), Елена Оганесян (мама Каринэ), Вирджалуйс Мириджанян (мама Арама), Левон Батикян (Ромео, брат Сурена), Донара Мкртчян (Медея, жена Ромео), Альберт Мкртчян (Джеймс, брат Ануш), Татул Дилакян (директор детского сада), Тагуш Саакян (пожилая жительница села), Эдгар Элбакян (рассказчик за кадром), Зиновий Гердт (рассказчик в русском дубляже).
Трое умудренных жизнью ереванских таксистов на протяжении всего фильма идут на всевозможные ухищрения, чтобы устроить встречу своего друга – юного и робкого – с профессорской дочкой, в которую тот беззаветно влюблен, но не решается даже подойти. И всякий раз безукоризненно задуманные планы срываются из-за той или иной случайности. У живущей в деревне мамы героя свои виды на невесту для сына. Появиться в доме отца красавицы в качестве свата одному из друзей почти удается – но в последний момент оказывается, что попал он в квартиру однофамильца профессора. Героическое отражение нападения хулиганов на девушку сорвет ее маленький брат. Но самое жестокое разочарование ждет четверку, когда цель, кажется, практически достигнута: выясняется, что сердце девушки принадлежит другому…
В «Мужчинах» трудно узнать почерк создателя прославленного сериала о «Неуловимых…» Эдмонда Кеосаяна. Эта веселая эксцентрическая комедия, полная невероятных и смешных приключений, по сути, исполненный добродушной самоиронии портрет национального мужского характера, взрывного и предприимчивого. Поэтому так важен в ней комментирующий действие закадровый рассказчик с неповторимой интонацией Зиновия Гердта в русском дубляже фильма (в армянском варианте это доверено популярному в Армении характерному актеру Эдгару Элбакяну).
Отсюда и ведущий драматургический ход: придуманные героями различные сценарии знакомства и сватовства робкого Арама каждый раз представляются зрителю в двух вариантах: в идеальном – в том, как он задуман, и в реальном, как он осуществлялся на деле. Несоответствие этих версий и создает комическую основу фильма. На таком вот комическом фоне, Кеосаян рассказывает о бескорыстной мужской дружбе, о бесконечной преданности друг другу, о готовности пойти на самые экстравагантные действия и поступки, лишь бы помочь другу.
Полноправным героем фильма становится Ереван. Но недаром он называется здесь просто – Город. Это пространство, вбирающее в себя весь национальный мир. Он соединяет в себе и центральные улицы с их официальной архитектурой, и неизменные старые дворы, и село, где живет мама Арама, и древний храм, возле которого мужчины танцуют свой древний обрядовый мужской танец. Оно, это пространство, удивительно многоголосо и многолюдно, Стоит камере обратить внимание на одно лицо, в кадр тут же набивается множество других (на этом строится один из самых смешных и обаятельных эпизодов картины). Так что, для того, чтоб вычленить отдельного человека, камере приходится брать его сверхкрупным планом – на монтаже их, по существу, фильм и строится.
В фильме задействован впечатляющий актерский состав – очень смелый сплав артистов профессионалов высшего порядка, таких как Мгер Мкртчян и Армен Джигарханян, с одной стороны, и непрофессионалов-типажей, как например, главный герой фильма Арам в исполнении Авета Геворкяна.
Показательная деталь: придя на экран с ереванских улиц, герои, в конце концов, и вернулись на эти улицы. В 2007 году, к 35-летию выхода «Мужчин» на экран и к 70-летию постановщика фильма, ереванцы поставили им памятник в сквере Сарьяна, как раз рядом с домом, где жила недосягаемая героиня картины Каринэ. Без всякого постамента, вровень с пешеходами, шагает по улице блистательная четверка…
Гарегин Закоян