СССР, «Арменфильм», 1972 г., цв., 10 ч., 2916 м, 104 мин., ВЭ 31.I.1974.
Авторы сценария: Перч Зейтунцян, Фрунзе Довлатян
Режиссер: Фрунзе Довлатян
Оператор: Альберт Явурян
Художник: Рафаэль Бабаян
Звукооператор: Ирина Ордуханян
Композитор: Авет Тертерян
В ролях: Хорен Абрамян (Армен), Джульетта Авакян (Анаит), Армен Айвазян (Рубен), Леонард Саркисян (Карен), Гурген Джанибекян (Смбатян), Елизавета Худабашян (беременная женщина), Рубен Мартиросян (отчим).
Работник центрального архива Армен Абрамян совершает служебный проступок: по своей воле уничтожает документ, обнародование которого ведет к семейной трагедии. Вся деятельность его направлена на помощь людям – он добивается пенсии для старой крестьянки, чей муж-лесник в годы войны пропал без вести; расследовав почти детективную трагическую историю военных лет, восстанавливает доброе имя приемного отца молодой женщины, в которую влюбляется. И все же Абрамян сомневается – действительно ли имел он право сжечь роковой документ? Терзающие его мучительные вопросы, обращенные к самому себе, приводят к печальной развязке: не выдерживает сердце.
Создатель этого фильма Фрунзе Довлатян поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой) уже будучи лауреатом Сталинской премии (за актерскую работу в спектакле Государственного драматического театра им. Сундукяна). В 1964 году, после постановки (совм. с Львом Мирским) в Москве привлекших внимание картин «Карьера Димы Горина» и «Утренние поезда», он вернулся в Ереван, где снял фильм «Здравствуй, это я!» (1965), ставший переломным в истории армянского кино.
Фильм «Здравствуй, это я!», принесший режиссеру все мыслимые лавры, полагавшиеся советскому кинематографисту, – итог московского периода творчества Довлатяна. Итог, подведенный в Ереване. Чисто армянский по всем своим параметрам, он отмечен неизгладимой печатью советской «оттепели». «Хроника ереванских дней» – следующая работа Довлатяна, созданная уже в начале 1970-х, – знаменует собой поиск иного пути. В новых, «застойных» условиях советской жизни, режиссер оказался на перепутье. Несмотря на грандиозный успех фильма «Здравствуй, это я!», режиссер не мог уже идти по проторенной самим же дороге. Но именно благодаря этим лаврам он смог позволить себе «сесть в чужие сани». В «Хронике…» он продолжал главную свою тему – человек и память. Сюжет строится на антагонизме, возникающем при столкновении исторической памяти с реальной жизнью. При этом действие все время балансирует на грани яви и сна. Еще до выхода фильма на экран в Армянском доме работников искусств состоялся его общественный просмотр и обсуждение. Среди выступавших был и мэтр советского кино Марк Донской, обозвавший авторов фильма «феллинятами».
Кто он, этот Армен Абрамян, герой-правдолюбец, холерик, беспокойно мечущийся, взявший на себя миссию судьи, исправляющего «ошибки» истории, сжигающего архивную справку, не удосужившись послушать другую сторону конфликта? А ведь, возможно, что и там живой человек со своей правдой. Да еще во сне Армен взрывает и сам архив со всеми потрохами… Тогда нас, молодых «феллинят», возмутили слова основоположника неореализма (о чем мы тогда и понятия не имели). Но старик был прав. И Довлатян, всем своим артистическим чутьем ощутив эту правоту, изменил вектор своих поисков национальной идентичности и увенчал свой творческий путь двумя великолепными работами – «Тоской» и «Одинокой орешиной». О последней Сергей Параджанов писал, что это алтарь, в котором его поражает свет, столько в этом фильме души, эмоций и правды. «Если художник умеет и не боится быть самим собой – он создает храм».
Гарегин Закоян