СССР, «Арменфильм», 1972 г., ч/б, 8 ч., 2149 м, 76 мин., ВЭ 28.V.1973.
Автор сценария: Агаси Айвазян
Режиссер: Генрих Малян
Оператор: Карен Месян
Художник: Михаил Аракелян
Звукооператор: Карен Курдиян
Композитор: Роберт Амирханян
В ролях: Мгер Мкртчян (Овсеп), Азат Шеренц (дедушка), Вардуи Вардересян (Нвард), Ашот Меликджанян (Меружан), Шаке Тухманян (Лусине), Грачья Костанян (Левон), Гамлет Даллакян (Арно), Сергей Чрчян (Карапет), Ашот Никогосян (Рубик), Карине Сукиасян (Майя), Юрий Каюров (Семен Семенович), Армен Хандикян (Андрик), Гаяне Мкртчян (девушка).
Дружная, многодетная семья ереванского рабочего Овсепа живет своей обычной жизнью. Не нарушает ее и приезд из деревни деда – старого Погоса, хранителя традиций семьи и семейной памяти. Внуки посмеиваются над ворчуном. Неожиданно Овсеп узнает о том, что некая студентка Майя беременна от Левона – его старшего сына. Парень любит девушку, но жениться на ней отказывается. Дед в ярости. Левон уходит из дома, его мать в горе, но Овсеп принимает неожиданное решение – он признает внука и вводит Майю в свой дом.
Генрих Малян пришел в кино из театра. Работал ассистентом, затем вторым режиссером. Был режиссером-стажером на фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Первый самостоятельный полнометражный фильм «Треугольник» (1967) принес Маляну широкую известность, второй – «Мы и наши горы» (1969) закрепил за ним славу одного из ведущих режиссеров армянского кино. Затем были «Айрик» (1972), «Наапет» (1977), «Пощечина» (1981), «Капля меда» (1982). В 1980 г. режиссер создал свой театр, в котором проработал до конца жизни и который носит сегодня его имя.
«Айрик» – единственный фильм Маляна, где он обращается к жизни современного ему города.
Фильм начинается с документально снятых кадров ереванских улиц. Выразительные портреты случайных прохожих. В толпе камера «выхватывает» то одного, то другого героя фильма. Тут же, на троллейбусной остановке происходит встреча Майи и Левона, завязывается основная сюжетная линия фильма. Но роман Левона и Майи не главное в нем. Его смысловой центр – отец (айрик), роль которого безукоризненно исполнил Мгер Мкртчян.
Отдельные эпизоды с участием Мкртчяна, такие как его разговор с Майей через окно роддома, или встреча с ней в общежитии, или диалог с младшим сыном о сути песни деда Погоса, незабываемы по своему эмоциональному воздействию. Предельно убедительны и размышления вслух Овсепа о смысле жизни, о человеческих взаимоотношениях. Айрик – человек с большим жизненным опытом, испытавший многое на своем пути. Но испытания эти не ожесточили, основная черта его характера – доброта.
Карине Сукиасян (Майя) и Ашот Никогосян (Рубик, самый младший сын Овсепа) стали достойными партнерами Мгеру Мкртчяну и создали вместе с ним великолепный ансамбль.
Отец Овсепа Погос вначале предстает в образе хрестоматийного деревенского дедушки. Он привез детям групповую фотографию предков семьи, рассказал невероятные истории, связанные с изображенными на ней людьми, но главное, он привез им песню – великолепную песню о родной стороне. Откуда она взялась? Из того же сундука, откуда и фотография. Песня эта звучит на протяжении фильма несколько раз, ставя необходимые смысловые акценты. Однако патриархальное мировоззрение деда не позволяет ему примириться со всем тем, что он видит вокруг себя. Временами он выглядит старым ворчуном, что, однако же, нисколько не влияет на доброе отношение к нему всех членов семьи.
Но помимо всех этих персонажей есть в фильме еще один герой, яркий и запоминающийся. Это улицы Еревана.
Целых пять минут в начале фильма и шесть минут в конце, а также в различных эпизодах мы ощущаем живое дыхание улицы, всматриваемся в лица прохожих, «читаем» их биографии. Зоркий, профессиональный взгляд оператора Карена Месяна заставляет нас увидеть то, мимо чего мы обычно проходим, не заметив.
Гарегин Закоян