КИНОТЕАТР «ИЛЛЮЗИОН»
КИНО О КИНО
Программа посвящена саморефлексии кинематографа. Кино – единственное из искусств, полностью зависящее от техники, поэтому часть фильмов будет посвящена истории эволюции киноаппаратов, а также хронике кинопроизводства. Также будут показаны игровые фильмы о кино, как о профессии.
У темы «кино о кино» история столь же богатая, как и у самого кинематографа. В разное время, в разные десятилетия, изменившие кино тем или иным образом, «кино о кино» было своеобразным симптомом эпохи. В 1900-е оно обыгрывало в пародийном ключе саму природу кино, его аттракционную составляющую. В 1910-е уже возникает проблематизация некоторых аспектов киноизображения. В 1920-е — в десятилетие развития киномысли и экспериментов — «кино о кино» становится одним из инструментов, с помощью которых режиссёры сумели «разъять» устройство кино, досконально изучить все детали его механизма. К концу 1920-х кино уже всё про себя знало, но пришёл звук, и все пришлось формулировать заново, поэтому на протяжении 1930-х «кино о кино» вводит звук как новую часть своего организма и исследует уже его.
В последующие два десятилетия этот вид кино трансформируется, в него вводятся элементы самых разнообразных жанров (трагедия, нуар, детектив, биографический или историко-костюмный фильм), и лишь в 1960-е кинематографисты вновь пытаются выяснить пределы, границы «кино о кино», выходя подчас на экзистенциальный уровень рефлексии. Продолжить, добавить или что-либо противопоставить 1970-е и 1980-е оказались неспособны.
Читать далее...
Всё чаще в это время возникают ностальгические фильмы, обращенные к золотому веку кино, или фильмы, анализирующие отчетливо ощутимый кинокризис. На смену этому затишью в 1990-х, отмеченных столетним юбилеем существования кинематографа, происходят возврат к 1960-м: на экраны один за другим выходит ряд метафильмов, обладающих многоуровневыми конструкциями повествования и смешивающих разные жанры.
Конец столетия и начало следующего на первый взгляд вбирают в себя опыт предыдущих нескольких десятилетий, но для «кино о кино» в это время наступает напряженный момент. Приход цифры переворачивает все представление о кино не меньше, чем приход звука, поэтому, несмотря на кажущуюся активность, подобного рода фильмы постепенно уходит с киноэкранов, освобождая место фильмам о тотальной цифровизации и новых медиа. С середины 2000-х вплоть до нынешнего времени выходит свыше 300 документальных и игровых картин о кино.
Казалось бы, вот в кратком виде вся история явления «кино о кино», но можно ли считать его жанром? В чём его особенность, каковы его основные черты? Ведь нет ничего более противоположного, чем «Поющие под дождём» Стенли Донена и «Все на продажу» Анджея Вайды, «Поцелуй Мэри Пикфорд» Сергея Комарова и «Начало» Глеба Панфилова. Однако то, что поначалу видится в качестве совершенно разнородных объектов, на поверку оказывается фрагментами единого целого, ответвлениями одного и того же жанра. Разве не схожи меж собой те же «Поющие под дождём» и «Звезда без света» Марселя Блистена? И как не заметить сходства «Шерлока-младшего» Бастера Китона и «Пурпурной розы Каира» Вуди Аллена?
При пристальном рассмотрении все эти фильмы попадают в разные категории «кино о кино». Первая — производственный фильм о кино, посвящённый съёмочному процессу, жизни киностудий, актеров или режиссёров («Поющие под дождём», «Звезда без света», «Злые и красивые» Винсента Миннелли). Разновидностью этого поджанра является биографический фильм об известных личностях кинематографа.
Вторая — метафильмы, размышляющие о природе кино («Всё на продажу», «8½» Федерико Феллини, «Праздник Генриетты» Жюльена Дювивье, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова).
Третья — фильмы о восприятии кино зрителей, о воздействии киноизображения на человека (в качестве исцеления киноизображение присутствует в «Тайне Кадорских скал» Леонса Перре, в качестве ловушки — в «Тушите свет!» Сентелла, «Тартюфе» Фридриха Мурнау, частично в «Ярости» Фрица Ланга и «Нюрнбергском процессе» Стенли Крамера). Документальные фильмы о кино чрезвычайно многообразны и разнородны — научно-популярные и учебные фильмы, рассказывающие об истории кино или устройстве кинотехники; эссеистские и экспериментальные работы, проблематизирующие существование киноизображения и анализирующие природу кинообраза; фильмы об известных деятелях кино и автопортреты именитых кинорежиссёров; монтажные фильмы, целиком состоящие из кадров других фильмов и уже из них выстраивающие собственные образы и собственное повествование («фильмы из фильмов» по определению Джея Лейды).
Этой программой мы хотели расширить представление о понятии «кино о кино», показать то, как кино в разное время проговаривается о своей природе, как оно раскрывает все свои секреты.

Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России
Читать далее...
Всё чаще в это время возникают ностальгические фильмы, обращенные к золотому веку кино, или фильмы, анализирующие отчетливо ощутимый кинокризис. На смену этому затишью в 1990-х, отмеченных столетним юбилеем существования кинематографа, происходят возврат к 1960-м: на экраны один за другим выходит ряд метафильмов, обладающих многоуровневыми конструкциями повествования и смешивающих разные жанры.
Конец столетия и начало следующего на первый взгляд вбирают в себя опыт предыдущих нескольких десятилетий, но для «кино о кино» в это время наступает напряженный момент. Приход цифры переворачивает все представление о кино не меньше, чем приход звука, поэтому, несмотря на кажущуюся активность, подобного рода фильмы постепенно уходит с киноэкранов, освобождая место фильмам о тотальной цифровизации и новых медиа. С середины 2000-х вплоть до нынешнего времени выходит свыше 300 документальных и игровых картин о кино.
Казалось бы, вот в кратком виде вся история явления «кино о кино», но можно ли считать его жанром? В чём его особенность, каковы его основные черты? Ведь нет ничего более противоположного, чем «Поющие под дождём» Стенли Донена и «Все на продажу» Анджея Вайды, «Поцелуй Мэри Пикфорд» Сергея Комарова и «Начало» Глеба Панфилова. Однако то, что поначалу видится в качестве совершенно разнородных объектов, на поверку оказывается фрагментами единого целого, ответвлениями одного и того же жанра. Разве не схожи меж собой те же «Поющие под дождём» и «Звезда без света» Марселя Блистена? И как не заметить сходства «Шерлока-младшего» Бастера Китона и «Пурпурной розы Каира» Вуди Аллена?
При пристальном рассмотрении все эти фильмы попадают в разные категории «кино о кино». Первая — производственный фильм о кино, посвящённый съёмочному процессу, жизни киностудий, актеров или режиссёров («Поющие под дождём», «Звезда без света», «Злые и красивые» Винсента Миннелли). Разновидностью этого поджанра является биографический фильм об известных личностях кинематографа.
Вторая — метафильмы, размышляющие о природе кино («Всё на продажу», «8½» Федерико Феллини, «Праздник Генриетты» Жюльена Дювивье, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова).
Третья — фильмы о восприятии кино зрителей, о воздействии киноизображения на человека (в качестве исцеления киноизображение присутствует в «Тайне Кадорских скал» Леонса Перре, в качестве ловушки — в «Тушите свет!» Сентелла, «Тартюфе» Фридриха Мурнау, частично в «Ярости» Фрица Ланга и «Нюрнбергском процессе» Стенли Крамера). Документальные фильмы о кино чрезвычайно многообразны и разнородны — научно-популярные и учебные фильмы, рассказывающие об истории кино или устройстве кинотехники; эссеистские и экспериментальные работы, проблематизирующие существование киноизображения и анализирующие природу кинообраза; фильмы об известных деятелях кино и автопортреты именитых кинорежиссёров; монтажные фильмы, целиком состоящие из кадров других фильмов и уже из них выстраивающие собственные образы и собственное повествование («фильмы из фильмов» по определению Джея Лейды).
Этой программой мы хотели расширить представление о понятии «кино о кино», показать то, как кино в разное время проговаривается о своей природе, как оно раскрывает все свои секреты.

Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России
Франция, Société Nouvelle des Films Marcel Pagnol
1937, 132 минуты
Франция, BUP Française
1946, 84 минуты
США, Universal
1935, 20 минут
США, MGM
1938, 104 минуты
СССР, ЦСДФ
1963, 80 минут
США, Metro-Goldwyn-Mayer
1953, 116 минут