Профессии кинооператора и тем более кинохроникёра с репрезентацией в игровом кино откровенно не везёт.
Помимо известных фильмов вроде «Кинооператора» Бастера Китона, стоит вспомнить ещё комическую ленту Робера Рейнольдса «Лысый-кинооператор» (1916), «На дорогах войны» (1958) Леона Саакова, посвящённый фронтовым хроникёрам, «Служили два товарища» (1968) Евгения Карелова, «Кинофронт» (1978) Филиппа Нойса, «Слишком горячо» (1938) Джека Конуэя, представленный в нашей программе, и, конечно, фильм Майкла Пауэлла «Любопытный Том» (1960).
Документальное же кино к операторам и хроникёрам намного благосклоннее. На протяжении всего ХХ века выходит большое количество фильмов, посвящённых их работе: «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929), «Фронтовой кинооператор» Марии Славинской (1946), «Старейший кинооператор А. А. Левицкий» Александра Щекутьева (1958), «Рядом с солдатом» Игоря Гелейна (1975), а в 1992 году появляется фильм «В луче света» Арнольда Глассмана и Тодда МакКарти — главный и, к сожалению, единственный фильм, пытающийся охватить всю работу кинооператоров за прошедший век. Начало века XXI отдаёт дань всем великим операторам: один за другим выходят фильмы о Георгии Рерберге, Джеке Кардиффе, Свене Нюквесте, Вилмоше Жигмонде и о многих других.
«Сенсации кино» Чарльза Форда — это чистый аттракцион, взыскующий внимания зрителя, стремящийся покорить его бесконечной сменой кадров с катастрофами, природными явлениями, гонками. О фильме после выхода в прокат и писали как о зрелище с умопомрачительными сюжетами, полными смертельной опасности, заставляющими затаить дыхание (зрителям даже предлагалось пройти во время показа тест на кардиографе, чтобы «измерить» свои эмоции). На кинотеатрах для привлечения публики вывешивались большие афиши с фотомонтажами, состоящими из кадров разнообразных происшествий, в газетах публиковались самые захватывающие кадры: оператор с головой в пасти льва, наверху строящегося небоскрёба, на крыле самолёта, в окопах Маньчжурии. Сам же фильм прежде всего о кинооператорах, которые и снимали эти кадры, находясь в большой опасности. Закадровый текст читает знаменитый радиокомментатор Грэм МакНэми. По сути, фильм — своеобразный гимн этим смельчакам. Об их героизме, в частности, пишет репортёр газеты Universal Weekly:
«На создание этой картины ушли многие месяцы работы. Операторы со всех концов света были наняты для того, чтобы снять потрясающий материал. В попытке создать самый сенсационный фильм в истории киноиндустрии были собраны сотни тысяч футов негативной плёнки. В ленту вошли только самые захватывающие сцены из всех полученных.
“Сенсации кино” можно назвать героической поэмой об операторе, поскольку в ней не найдётся ни одного сюжета, где на зрителя бы не давило ощущение опасности и риска, которым подвергался оператор, снимая волнующие и захватывающие сцены. Зритель видит, как работают операторы — среди крушащихся стен, на пути сходящих с дороги автомобилей, в самолётах, под пулями и снарядами и в других опасных ситуациях. Где бы ни рисковал своей жизнью человек, где бы ни попадали люди в беду, всегда там найдётся и оператор, который и сам часто подвергает жизнь опасности, чтобы запечатлеть это событие. МакНейми воздаёт должное рыцарям треноги, чьё мужество и презрение опасности помогли представить публике эти захватывающие кадры» (World’s Greatest Thrills // Universal Weekly. — 1935. — No. 3. — P. 24).
После выхода в прокат «Сенсации кино» быстро оказываются хитом, и спустя год картину номинируют на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».
Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России
Денис Федорин
ведущий искусствовед Госфильмофонда России