Франция, Les Films du Compas, 1946, 35 мм, 40 минут
«Рождение кино» — научно-популярный, просветительский фильм Роже Ленара, созданный по заказу Анри Ланглуа к 50-летию кино. Ленар — известный режиссёр-документалист, теоретик звукового кино и кинореализма, критик, чьи статьи в журнале Esprit ценились как до войны, так и после неё (позже они были изданы Cahiers du cinéma отдельной книгой). Основанный им, Жаном Кокто и Робером Брессоном киноклуб Objectif 49 стал на несколько лет меккой для интеллектуалов, ценителей кино и явился одним из остовов французской «новой волны».
Заказ Ланглуа был обоснован и закономерен. Французская культура в годы оккупации подверглась сильным потрясениям. После освобождения страны французские кинематографисты всё чаще начинают обращаться к прошлому. В течение десятилетия снимаются фильмы о великих событиях, перевернувших историю Франции, и о великих личностях, тем или иным образом повлиявших на развитие разных сфер культуры. «Рождение кино», в котором рассказывается о ранних киноаппаратах и первых кинематографистах, попадает в ряд таких фильмов. Говорится в нём, впрочем, не только и не столько о кино, сколько об изображении вообще — от древних барельефов до тауматропа, от изобретения фотографии до опытов Майкла Фарадея, Этьена Маре и Эдварда Мейбриджа. Показано, как именно глаз воспринимает движущиеся объекты, каким образом мы способны в отдельных рисунках лошади и человека увидеть скачущего всадника и как в быстром галопе живой лошади можно разглядеть каждую фазу движения её ног. Интересен фильм и тем, что в нём с помощью инсценировок впервые сделана попытка реконструировать первые показы зоотропа Уильяма Джорджа Горнера, праксино скопа Эмиля Рейно и его же оптического театра, изготовленного по сохранившимся чертежам специально для фильма.
В фильме использованы аппараты из коллекции Французской синематеки, заканчивается он фрагментами из нескольких лент Томаса-Альва Эдисона и братьев Люмьер, создателей первых киноаппаратов. В качестве эпилога Ленар реконструирует и первый платный кинопоказ, осуществлённый Люмьерами в Grand Café на бульваре Капуцинок.
Премьера фильма «Рождение кино» состоялась на Каннском фестивале. Тут же его купили для проката в США, где показывали под названием «Биография кинокамеры» последние две части из четырёх. Во французском прокате этот фильм появился чуть позже и шёл на протяжении нескольких лет в разных кинотеатрах. О нём лестно отзывался ученик Ленара Андре Базен, а сам Ленар вскоре был признан духовным отцом «новой волны».
Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России