Автор сценария: Эллис О’Фредерикс
Режиссёр: Лау Лауритцен — старший
В ролях: Карл Шенстрём, Харальд Мадсен, Хольгер Ренберг, Эли Леманн, Ингер Шмидт, Кэти Валентин, Николай Бречлинг, Эрлинг Шредер, Эдуард Мильхе, Кай Холм, Оге Бендиксен
Театральный режиссёр и актёр Лау Лауритцен пришёл на студию Nordisk в 1911 году — в пору расцвета датского кинематографа. Несмотря на отъезд звезды немого кино Асты Нильсен, сильно подкосивший всё датское кинопроизводство, на студии царит атмосфера «золотой лихорадки»: фильмы выходят беспрестанно, многие пользуются успехом у зрителей, отправляются для показов за границу. Лауритцен оказывается в нужном месте в нужное время. После нескольких ролей второго плана он начинает писать сценарии, быстро привлекает к себе внимание продюсеров и в 1914 году становится режиссёром фарсов и комедий. Снимая по 30–40 фильмов в год, он не только режиссирует и пишет сценарии: для ускорения темпа работы он начинает монтировать фильмы у себя дома. Видя его неуёмный энтузиазм, продюсеры предлагают ему возглавить отдел комедий. На этой должности он остаётся вплоть до 1921 года.
Во время войны из-за кризиса на студии штат отдела сокращается с 70 человек до 6. Остались Лауритцен и несколько актёров: Ольга Свендсен, Оскар Стрибольт, Фредерик Бух, Оге Бендиксен и Карл Шенстрём. Последний — выходец из цирковой семьи, театральный актёр, перешедший в кино в 1909 году. Именно на него к концу 1910-х годов делает ставку Лауритцен, мечтающий создать комедийный дуэт.
Тем временем в США в 1917 году выходит несколько фильмов про Хэма и Бада, которые считаются первым комическим дуэтом в кино. Впрочем, особым успехом эти герои похвастаться не могли. Лауритцен, вероятно, ничего не знал об этой паре, когда в 1919 году решил соединить в одном фильме двух актёров: Бендиксена и Шенстрёма. В первом фильме они ещё играют неких абстрактных безымянных недругов, но во втором их уже называют известными впоследствии именами: Маяком и Прицепом.
Просуществовал дуэт, однако, недолго. Лауритцен не был уверен в выборе актёров. Он прекращает съёмки фильмов с этой парой и начинает поиски более подходящего актёра.
В 1921 году, наблюдая постепенный крах студии Nordisk, Лауритцен вместе со всей группой комиков уходит на студию Palladium, где сразу же становится главным режиссёром. Здесь он возвращается к своей идее о дуэте комиков и снимает ещё один фильм с тем же составом. Фильм пользуется успехом, но Лауритцен не оставляет надежду найти необходимую замену. Он и продюсер студии Свенд Нильсен, побывав однажды в цирке, увидели там актёра Харальда Мадсена, который им кажется идеальной заменой Бендиксена. Мадсен к этому времени уже директор цирка и всемирно известный артист — клоун и акробат. С кино он свою жизнь связывать не планирует, но в 1917 году принимает приглашение Морица Стиллера сняться в фильме «Александр Великий». После окончания съёмок он возвращается в цирк, который не оставит и в дальнейшем, даже будучи кинозвездой. Лауритцен, чтобы убедиться в правильности выбора, предлагает ему сыграть роль второго плана в дуэте с Шенстрёмом. Результат превосходит все его ожидания. Фильм «Кино, флирт и обручение» выходит в 1921 году и рекламируется как ещё один «боевик» с Оскаром Стрибольтом, чьё узнаваемое лицо помещается на все киноафиши.
На премьере фильма внезапно выясняется, что Мадсен и Шенстрём не только затмевают игру известного комика, но и оказываются главными героями картины. Вместо афиш со Стрибольтом впервые появляются портреты двух неразлучных бродяг — Пата и Паташона. На следующий год с ним выходит уже четыре фильма, и такая интенсивность станет нормой. Главным залогом успеха стали тот самый контраст, что искал Лауритцен, и «раздвоение комического». «В цирке комический дуэт — традиция, и кисловатую лирику Бима всегда сопровождает едкий весельчак Бом. Пат и Паташон перенесли цирковую традицию на экран, работая на основе двух принципов — повторность и контраст. Пат делает всё честно и всерьёз с самопожертвованием, Паташон с улыбкой и хитрецой дефективного ребенка»,— отмечал режиссёр и публицист Влад Королевич (Королевич В. Пат и Паташон («Излечима ли любовь») / В. Королевич // Советский экран.— 1926.— № 31.— 3 авг.— С. 14).
Сам дуэт просуществовал вплоть до 1940 года, за 19 лет было снято 46 фильмов. «Киногерои» 1928 года стал для Пата и Паташона 25-м фильмом, одним из их последних немых фильмов и последним, попавшим в СССР.
Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России