Авторы сценария: Пол Дики, Манн Пейдж, Рекс Тейлор
Режиссёр: Альфред Сентелл
В ролях: Теодор фон Эльц, Рут Стоунхаус, Уолтер МакГрейл, Гарри Фенвик, Мари Астер, Бен Дили, Бен Хьюлетт, Фред Келси, Хэнк Манн, Макс Эшер
О саморефлексии американский кинематограф, а вернее, голливудский в 1920-е знает больше, чем любой другой. На первый взгляд, голливудские фильмы тех лет, затрагивающие тему кино, ставят «американскую идею» под сомнение, но на деле они лишь удостоверяют её. Будь то «Люди искусства» Кинга Видора, «Души на продажу» (симптоматичное название!) Руперта Хьюза или «Элла Синдерс» Альфреда Э. Грина — каждый из подобных фильмов в мелодраматичном или комедийном ключе рассказывает о молодых наивных людях, отправляющихся в Голливуд на поиски славы.
Существует в 1920-е и иной тип фильмов об индустрии, в котором кино оказывается «встроено» в самые разные жанровые конструкции, начиная детективом и заканчивая комедией. Так что, когда Китон в 1920-е снимает главные метафильмы того времени — «Шерлок-младший» и «Кинооператор», он продолжает уже достаточно богатую традицию (в которую можно включить и «За экраном» Чаплина, и комедии Мака Сеннета, высмеивающие штампы кино или разворачивающие действие на фоне съёмочных павильонов).
Тем интереснее фильм «Тушите свет!» Альфреда Сентелла, снятый в 1923 году и шедший в СССР в 1928-м. Он не только вбирает в себя черты разных видов фильмов о кино, но и многие опережает по времени и по мысли. В лихо закрученной истории про двух воров, пытающихся отомстить предавшему их главарю банды, кино выступает и в роли инструмента мести, и в роли тотальной ловушки не только для выбранной жертвы, но и для её создателей. Главный герой — молодой сценарист Эгберт Уинслоу, едущий в Голливуд с охапкой своих сочинений,— после встречи с упомянутой парой задумывает создать при их профессиональной помощи детективный киносериал. Мошенники подсовывают сценаристу идею яркого типажа, полностью, во всех деталях списанного с их босса. Ловушка срабатывает: увидев себя на экране, разъярённый Жиган отправляется в Голливуд, чтобы убить Эгберта. По прибытии он оказывается на съёмочной площадке, где встречает играющего его актёра. В этот момент вектор повествования резко меняется, и на смену детективу приходит трагикомический фарс со всеми присущими ему чертами: двойничеством, погонями, перетасовкой реального и ирреального.
Смешение жанров, происходящее в фильме «Тушите свет!», постоянная игра с их условностями — одна из отличительных черт творчества Альфреда Сентелла. Начавший свою кинокарьеру разнорабочим еще в 1912 году, Сентелл (настоящая фамилия — Самуэльсон) быстро становится одним из видных сценаристов, а затем и режиссёров. В конце 1910-х Сентелл попадает на Universal. Туда он возвращается после войны с ещё одним начинающим режиссёром — Эрихом фон Штрогеймом. Про них обоих, через запятую, начинают писать в газетах, а на студии возлагают большие надежды на драматический талант Штрогейма и комедийный талант Сентелла.
Сейчас Сентелла знают преимущественно по его поздним фильмам 1930–1940-х. Ранние картины сохранились отнюдь не все. Тем ценнее советская прокатная копия его первого полнометражного фильма, недавно атрибутированная в нашем архиве.
Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России
Два вора пытаются отомстить главарю банды посредством кинематографа. Для этого они подсовывают простофиле-сценаристу типаж, полностью списанный с их босса, и сюжет со всеми деталями совершенного преступления. Детективный фарс с погонями и темой двойничества.