Авторы сценария: Андре-Поль Антуан, Марсель Блистен
Режиссёр: Марсель Блистен
Художник: Жан д’Обон
Композиторы: Ги Люипаэр, Маргерит Монно
Музыка: песни «Это была история любви», «Это прекрасно», «Свадьба» исполняет Эдит Пиаф, музыка — Маргерит Монно на слова Анри Конте
В ролях: Эдит Пиаф, Серж Реджани, Мила Парели, Марсель Эрран, Жюль Берри, Ив Монтан, Колетт Броссэ, Жорж Витрей, Жан-Раймон Буду
Дебютный фильм журналиста Марселя Блистена (настоящая фамилия — Блитштейн) — не единственная и не самая выдающаяся мелодрама на тему того, как приход звука поломал судьбы актёров «великого немого». Однако этот фильм интересен кастингом — незаурядным и даже уникальным. Помимо Эдит Пиаф, к середине сороковых годов находившейся в зените славы, тут впервые на экране появляется её протеже — молодой актёр Ив Монтан. Их безумный и обречённый из-за разницы в возрасте роман отражён и в этой картине («Когда мы поженимся?» — спрашивает юный автомеханик Пьер.— «Через год, когда ты подрастёшь»,— отвечает ему девушка). В фильме любовников разлучил голос Мадлен, а её провал после смерти Стеллы дал им призрачную надежду на воссоединение. В жизни голос соединил двух великих шансонье французской эстрады: Эдит Пиаф выступила в роли учительницы и актёрского агента молодого возлюбленного, а успех Ива Монтана навсегда разделил их биографии. На экране герой Монтана ревнует и мучается, лечит боль изменой, но не перестаёт любить. И ещё всеми силами ненавидит посланца злого рока, звукооператора Гастона, «продвигающего» Мадлен и, конечно, тоже неравнодушного к девушке. Роль Гастона исполняет ещё один великий шансонье и актёр французского кино Серж Реджани.
Все без исключения герои фильма раздираемы страстью и ревностью, но самое серьёзное соперничество возникает между звездой немого кино и её маленькой горничной. «Похитив» голос Мадлен, Стелла не может простить ей дара, которым обделена сама. Горничная же осознаёт, что вместе с голосом у неё украли и жизнь: связанная обязательствами, она вынуждена скрывать, что успех принадлежит ей, а лавры пожинает другая.
Метафорически противостояние лишённой таланта госпожи и талантливой служанки отождествлено с трагедией многих звёзд немого кино. Драматургически это продажа души — мотив, неоднократно использованный в классической литературе. Достаточно успешный у публики, фильм вызвал полемику в прессе. Досталось в первую очередь Эдит Пиаф как драматической актрисе и в несколько меньшей степени Монтану и Реджани, которые в этом фильме не пели, но играли лучше неё. Зато Борис Виан, великий писатель, джазмен и эссеист, восхищался песнями Эдит Пиаф в фильме «Звезда без света» на страницах журнала Les Temps Modernes. Оценка исполнителей — во многом дело вкуса. Однако претензия, с которой невозможно не согласиться, — это погрешность против реалий, отсутствие малейшей попытки соблюсти точность деталей быта, одежды, причёсок, автомобилей и прочих примет времени. Рассказ о Франции конца двадцатых годов разворачивается в интерьерах середины сороковых. И тем не менее даже беспощадный обозреватель газеты Libération рекомендует к просмотру «не лишённую обаяния мелодраму».
Похоже, что среди откликнувшихся на этот призыв зрителей были также и профессионалы. Семь лет спустя история, сочинённая знаменитым сценаристом АндреПолем Антуаном и Марселем Блистеном, была совершенно очевидно и без упоминания имён авторов использована их голливудскими коллегами Бетти Комденом и Адольфом Грином, драматургами известного мюзикла «Пение под дождём» (режиссёры Стэнли Донен и Джин Келли, 1952). А более полувека спустя в знаменитом «Артисте» Мишеля Хазанавичуса (2011) «Звезда без света» будет честно заявлена в титрах как один из фильмов, вдохновивших создателей «Артиста».
История, как известно, повторяется — то в виде трагедии (или мелодрамы), то в виде фарса (или комедии). Возможно, сказка про украденный голос и потерянную любовь ещё не раз вернётся на экраны в том или ином воплощении.
Наталья Нусинова
киновед, доктор искусствоведения
Девушку с красивым голосом приглашают для озвучания фильма, в котором снялась известная актриса. После завершения работы ее благополучно забывают и лишают всех привилегий. Драма с Эдит Пиаф, вдохновившая авторов «Поющих под дождем» и «Артиста».