Спускается мглаНа взор и на совесть.Ни блага, ни зла,— О, грустная повесть!Поль Верлен. Я в черные дни…Какие сны в том смертном сне приснятся,Когда покров земного чувства снят?Уильям Шекспир. Гамлет, принц ДатскийФантастика, фэнтези, сказки в истории французского кинематографа всегда занимали особое место. От Мельеса до Кокто, от Брессона до Бессона — многие режиссеры Франции обращались к ним, наполняя свои фильмы легендами, мифами, сновидениями, приключениями и возвышенными образами чудесного. Программа «На краю ночи: французские киносны» посвящена этим жанрам — известным, но в то же время малоизученным. Вошли в нее фильмы 1930−1950-х годов — третьего этапа развития фантастического в кинематографе Франции. Первый пришелся на время зарождения «седьмого искусства» (феерии Жоржа Мельеса, Сегундо де Шомона, полные выдумки, трюков, аллегорий и сказочных существ). Второй — на 1920-е, пору авангардных течений. Эпштейн, Дюлак, Л’Эрбье, Ганс и другие кинематографисты в ходе поисков нового языка кино вернутся к уже подзабытой к этому времени фантастике, понимаемой скорее в духе романтизма: мир в их фантастических фильмах уже далеко не такой идеальный, как у Мельеса, сам статус его реальности постоянно оказывается под сомнение, реальное и ирреальное порой неотличимы и зловеще мерцают всеми оттенками сверхъестественного. Начало же третьего приходится на конец 1930-х (завершится он ближе к середине 1950-х), Фантастическое, фэнтезийное кино третьего этапа во многом выглядит прямым наследником или неким искривленным зеркалом поэтического реализма с его надрывностью чувства, меланхолией, обреченностью героев. Но вместе с тем оно вбирает в себя черты фильмов и эпохи Мельеса, и авангарда 1920-х.
Подробнее о программе