IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НА КРАЮ НОЧИ: ФРАНЦУЗСКИЕ КИНОСНЫ
Андрей Икко
главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы
Спускается мгла
На взор и на совесть.
Ни блага, ни зла,
— О, грустная повесть!
Поль Верлен. Я в черные дни…

Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Уильям Шекспир. Гамлет, принц Датский

Фантастика, фэнтези, сказки в истории французского кинематографа всегда занимали особое место. От Мельеса до Кокто, от Брессона до Бессона — многие режиссеры Франции обращались к ним, наполняя свои фильмы легендами, мифами, сновидениями, приключениями и возвышенными образами чудесного. Программа «На краю ночи: французские киносны» посвящена этим жанрам — известным, но в то же время малоизученным. Вошли в нее фильмы 1930−1950-х годов — третьего этапа развития фантастического в кинематографе Франции. Первый пришелся на время зарождения «седьмого искусства» (феерии Жоржа Мельеса, Сегундо де Шомона, полные выдумки, трюков, аллегорий и сказочных существ). Второй — на 1920-е, пору авангардных течений. Эпштейн, Дюлак, Л’Эрбье, Ганс и другие кинематографисты в ходе поисков нового языка кино вернутся к уже подзабытой к этому времени фантастике, понимаемой скорее в духе романтизма: мир в их фантастических фильмах уже далеко не такой идеальный, как у Мельеса, сам статус его реальности постоянно оказывается под сомнение, реальное и ирреальное порой неотличимы и зловеще мерцают всеми оттенками сверхъестественного. Начало же третьего приходится на конец 1930-х (завершится он ближе к середине 1950-х), Фантастическое, фэнтезийное кино третьего этапа во многом выглядит прямым наследником или неким искривленным зеркалом поэтического реализма с его надрывностью чувства, меланхолией, обреченностью героев. Но вместе с тем оно вбирает в себя черты фильмов и эпохи Мельеса, и авангарда 1920-х.
Читать далее...
Так картина Л’Эрбье «Фантастическая ночь» прямо «проговаривается» о том, что в ее основе лежат феерии Мельеса, а ленты по сценариям и в постановке Кокто пусть прямо и не относятся к сюрреализму (сам Кокто отрицал эту связь), но обилие аллюзий, таинственных символов, постоянное совмещение сна и реальности, не могут не отсылать к практикам авангардистских движений 1920-х. В нашу программу, однако, вошли не только осовремененные легенды авторства Кокто, но и такие фильмы, как «Вечерние посетители», «Призрачная повозка», «Ставки сделаны», каждый из них по-своему перерабатывает мифы и легенды прошлого, превращая их то в экзистенциальную притчу, то в манифест сопротивления. Разбавляют эту «легендарность» несколько сказок: мрачные, готические «Барон-призрак» и «Волк Мальвенера» соседствуют с изысканно красивой сказкой «Красавица и чудовище» и с уже упомянутой «Фантастической ночью» — кинофантазией, напоенной магией, странными образами и завораживающими визуальными эффектами.

Несколько выделяется из программы о сказках и легендах фильм «Ворон» Анри-Жоржа Клузо, где нет поэзии картин Кокто, фантасмагорий Л’Эрбье и светлого, полного надежды финала «Вечерних посетителей». Как и во всех представленных фильмах, действие у Клузо разворачивается в вымышленном городке, а его таинственная, почти мистическая атмосфера, порой напоминает полуденный кошмар в духе де Кирико. Но в отличие от сказок и легенд, высвобождающих зрителей из плена действительности, в фильме Клузо фантастическое присутствует, но укореняется в реальности, которая оказывается намного страшнее, чем любой вымысел, подтверждая тем самым правоту Альфреда де Мюссе, написавшему однажды, что «жизнь — такой мучительный сон».
Читать далее...
Так картина Л’Эрбье «Фантастическая ночь» прямо «проговаривается» о том, что в ее основе лежат феерии Мельеса, а ленты по сценариям и в постановке Кокто пусть прямо и не относятся к сюрреализму (сам Кокто отрицал эту связь), но обилие аллюзий, таинственных символов, постоянное совмещение сна и реальности, не могут не отсылать к практикам авангардистских движений 1920-х. В нашу программу, однако, вошли не только осовремененные легенды авторства Кокто, но и такие фильмы, как «Вечерние посетители», «Призрачная повозка», «Ставки сделаны», каждый из них по-своему перерабатывает мифы и легенды прошлого, превращая их то в экзистенциальную притчу, то в манифест сопротивления. Разбавляют эту «легендарность» несколько сказок: мрачные, готические «Барон-призрак» и «Волк Мальвенера» соседствуют с изысканно красивой сказкой «Красавица и чудовище» и с уже упомянутой «Фантастической ночью» — кинофантазией, напоенной магией, странными образами и завораживающими визуальными эффектами.

Несколько выделяется из программы о сказках и легендах фильм «Ворон» Анри-Жоржа Клузо, где нет поэзии картин Кокто, фантасмагорий Л’Эрбье и светлого, полного надежды финала «Вечерних посетителей». Как и во всех представленных фильмах, действие у Клузо разворачивается в вымышленном городке, а его таинственная, почти мистическая атмосфера, порой напоминает полуденный кошмар в духе де Кирико. Но в отличие от сказок и легенд, высвобождающих зрителей из плена действительности, в фильме Клузо фантастическое присутствует, но укореняется в реальности, которая оказывается намного страшнее, чем любой вымысел, подтверждая тем самым правоту Альфреда де Мюссе, написавшему однажды, что «жизнь — такой мучительный сон».

Франция, Les Films Andrе́ Paulvе́
1942, 120 мин
Режиссер: Марсель Карне
Франция, Continental-Films
1942, 90 мин
Режиссер: Анри-Жорж Клузо
Франция, Transcontinental Films
1939, 92 мин
Режиссер: Жюльен Дювивье
Франция, Pathe Cinema, UTC
1942, 86 мин
Режиссер: Марсель Л'Эрбье
Франция, UTC
1943, 96 мин
Режиссер: Гийом Радо
Франция, Les Films Andrе́ Paulvе́
1946, 93 мин
Режиссер: Жан Кокто
Франция, Consortium de Productions de Films
1943, 99 мин
Режиссер: Серж де Полиньи
Франция, Les Films Andrе́ Paulvе́
1943, 110 мин
Режиссер: Жан Деланнуа
Франция, Les Films Gibе́
1947, 92 мин
Режиссер: Жан Деланнуа
Франция
1930, 50 мин
Режиссер: Жан Кокто
Франция, Les Films Andrе́ Paulvе́, Films du Palais Royal
1949, 94 мин
Режиссер: Жан Кокто