Вне зависимости от того, какой эффект производил тот или иной способ «скрещения» киноизображения и запаха, ни один из них так и не получил массового распространения, оставшись в истории кино в качестве отдельных рудиментов — напоминаний об аттракционной природе кинематографа. При этом вопрос о синтезе изображения и звука с запахом в кино остается открытым. И дело даже не в технической возможности такого синтеза, но в его эстетической и поэтической оправданности. Стоит ли дополнительно сообщать зрителям о том, как пахнет увиденная на экране роза? Ведь еще со времен Шекспира мы убеждены, что «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Есть ли у запаха потенциал перерасти эту дополняющую изображение функцию и стать полноценной частью кинематографического произведения, как это в свое время удалось сделать звуку? И какой новый Эйзенштейн возьмется за написание «Будущего ароматической фильмы», где убедительно докажет необходимость контрапунктического метода использования запаха в кино? И когда кинозрители с таким же удивлением, что и герой фильма Билли Уайлдера «Двойная страховка», смогут на собственном опыте обнаружить, что убийство, например, может пахнуть жимолостью?
Программа «Ароматное кино» предлагает подойти к проблеме существования ароматических фильмов с другой стороны, представив запах не только как инструмент, дополняющий экранную реальность фильма, но как материал для ее построения. Иными словами, заглянуть в самое сердце фабрики по созданию запахов — в парфюмерную лабораторию. Зрители смогут увидеть полный производственный цикл на фабриках французского города Грас, наблюдать сложный процесс создания ароматических композиций в советских лабораториях и даже стать свидетелями того, как в американском кино производство духов становится источником детективного сюжета. И, в конце концов, убедиться: парфюмерия как искусство создания ароматов выполняет схожие с кинематографом задачи — пытается остановить мгновение, поймать аромат в стеклянный флакон, задокументировать запах и растиражировать его подобно тому, как пойманное кинокамерой мгновение впечатывается в прозрачную пленку и разлетается по миру множеством копий.