IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
АРОМАТНОЕ КИНО
Наталия Мокрушина
главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы
И только аромат цветущих роз —
Летучий пленник, запертый в стекле, —
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.
У. Шекспир. Сонет № 5.
Перевод С. Маршака

Формула идеального кинопоказа вырабатывалась десятилетиями. Расширение и «углубление» экрана, полная изоляция кинозала от внешнего света и шума, синхронизация изображения и звука — казалось бы, все стремилось к тому, чтобы обеспечить зрителю наибольшее погружение «внутрь» экранного пространства-времени. В редких случаях и с разной степенью успешности кинозрителям предлагали задействовать не только зрение и слух, но и обоняние. Иногда это были предприимчивые владельцы кинотеатров, по собственной инициативе распространявшие определенные ароматы через вентиляционную систему кинозала во время показа конкретного фильма. Иногда это были режиссеры- экспериментаторы, стремящиеся с помощью запаха дополнить создаваемые фильмом образы. Иногда — независимые изобретатели или целые студии, разрабатывающие различные технологии по ароматическому «озвучанию» фильмов.
Читать далее...
Вне зависимости от того, какой эффект производил тот или иной способ «скрещения» киноизображения и запаха, ни один из них так и не получил массового распространения, оставшись в истории кино в качестве отдельных рудиментов — напоминаний об аттракционной природе кинематографа. При этом вопрос о синтезе изображения и звука с запахом в кино остается открытым. И дело даже не в технической возможности такого синтеза, но в его эстетической и поэтической оправданности. Стоит ли дополнительно сообщать зрителям о том, как пахнет увиденная на экране роза? Ведь еще со времен Шекспира мы убеждены, что «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Есть ли у запаха потенциал перерасти эту дополняющую изображение функцию и стать полноценной частью кинематографического произведения, как это в свое время удалось сделать звуку? И какой новый Эйзенштейн возьмется за написание «Будущего ароматической фильмы», где убедительно докажет необходимость контрапунктического метода использования запаха в кино? И когда кинозрители с таким же удивлением, что и герой фильма Билли Уайлдера «Двойная страховка», смогут на собственном опыте обнаружить, что убийство, например, может пахнуть жимолостью?

Программа «Ароматное кино» предлагает подойти к проблеме существования ароматических фильмов с другой стороны, представив запах не только как инструмент, дополняющий экранную реальность фильма, но как материал для ее построения. Иными словами, заглянуть в самое сердце фабрики по созданию запахов — в парфюмерную лабораторию. Зрители смогут увидеть полный производственный цикл на фабриках французского города Грас, наблюдать сложный процесс создания ароматических композиций в советских лабораториях и даже стать свидетелями того, как в американском кино производство духов становится источником детективного сюжета. И, в конце концов, убедиться: парфюмерия как искусство создания ароматов выполняет схожие с кинематографом задачи — пытается остановить мгновение, поймать аромат в стеклянный флакон, задокументировать запах и растиражировать его подобно тому, как пойманное кинокамерой мгновение впечатывается в прозрачную пленку и разлетается по миру множеством копий.
Читать далее...
Вне зависимости от того, какой эффект производил тот или иной способ «скрещения» киноизображения и запаха, ни один из них так и не получил массового распространения, оставшись в истории кино в качестве отдельных рудиментов — напоминаний об аттракционной природе кинематографа. При этом вопрос о синтезе изображения и звука с запахом в кино остается открытым. И дело даже не в технической возможности такого синтеза, но в его эстетической и поэтической оправданности. Стоит ли дополнительно сообщать зрителям о том, как пахнет увиденная на экране роза? Ведь еще со времен Шекспира мы убеждены, что «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Есть ли у запаха потенциал перерасти эту дополняющую изображение функцию и стать полноценной частью кинематографического произведения, как это в свое время удалось сделать звуку? И какой новый Эйзенштейн возьмется за написание «Будущего ароматической фильмы», где убедительно докажет необходимость контрапунктического метода использования запаха в кино? И когда кинозрители с таким же удивлением, что и герой фильма Билли Уайлдера «Двойная страховка», смогут на собственном опыте обнаружить, что убийство, например, может пахнуть жимолостью?

Программа «Ароматное кино» предлагает подойти к проблеме существования ароматических фильмов с другой стороны, представив запах не только как инструмент, дополняющий экранную реальность фильма, но как материал для ее построения. Иными словами, заглянуть в самое сердце фабрики по созданию запахов — в парфюмерную лабораторию. Зрители смогут увидеть полный производственный цикл на фабриках французского города Грас, наблюдать сложный процесс создания ароматических композиций в советских лабораториях и даже стать свидетелями того, как в американском кино производство духов становится источником детективного сюжета. И, в конце концов, убедиться: парфюмерия как искусство создания ароматов выполняет схожие с кинематографом задачи — пытается остановить мгновение, поймать аромат в стеклянный флакон, задокументировать запах и растиражировать его подобно тому, как пойманное кинокамерой мгновение впечатывается в прозрачную пленку и разлетается по миру множеством копий.

Франция, La Compagnie parisienne de location de films, Les productions André Hugon
1935, 96 мин
Режиссер: Андре Югон
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
Франция, Raym. Elshoud
1935−1937, 19 мин
Режиссер: Шарль Дегренье

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
Италия, L'Istituto LUCE (L'Unione Cinematografica Educativa)
1930-е, 7 мин
Режиссер: Роберто Оменья

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
Франция, La Société des Films Sirius
1944, 22 мин
Режиссер: Морис Тери

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
СССР, «Центрнаучфильм»
1968, 11 мин
Режиссер: Л. Хрипунова

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
США, Paramount Pictures
1939, 74 мин
Режиссер: Альфред Э. Грин
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
CCCР, Ленинградская студия документальных фильмов
1980, 11 мин
Режиссер: Евгений Гордиенко

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
СЕАНС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
СССР, Свердловская киностудия
1981, 10 мин
Режиссер: Е. Воронцова

Лекция «ЗАПАХИ В КИНО»
Спикер:Наталия Мокрушина
Франция, Production Artistique et Cinématographique (P.A.C.), Société de Production et de Doublage de Films (S.P.D.F.)
1943, 101 мин
Режиссер: Пьер Бийон