III МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
Культурный обмен, реставрациИ и находки
Автор и куратор программы:
Тамара Шведюк, историк кино, научный сотрудник Госфильмофонда РФ
Рубрика «Культурный обмен, реставрации и находки» — предмет особой гордости научного отдела Госфильмофонда, поскольку наглядно демонстрирует плоды кропотливого напряженного труда научных сотрудников одновременно в нескольких направлениях.
Прежде всего, в этой рубрике на наших фестивалях представлены наиболее яркие достижения в области атрибуции (опознания) ранее неизвестных фильмов или их фрагментов, хранящихся в коллекции киноархива. Так, в этом году самой значительной «находкой» является считавшийся утраченным французский фильм «Отравительница» с участием знаменитого комика немого кино Макса Линдера.
Читать далее...

Также в программу включены реставрации, осуществленные отделом цифровой обработки и реставрации под руководством научного отдела. В этот раз на фестивале будет показана новая цифровая реставрация дореволюционной картины «Дети века» режиссера Евгения Бауэра.

Госфильмофонд — член Международной федерации киноархивов (FIAF), он много лет плодотворно сотрудничает с киноархивами разных стран в рамках проектов совместных реставраций и/или реконструкций кинофильмов. Конечной целью этого партнерства, без сомнения, является сохранение совместными усилиями мирового кинонаследия. Наиболее значительным проектом последнего времени стала реставрация американского немого фильма «Игра без риска» (1927), инициированная и осуществленная компанией Dave Glass Productions Ltd при участии Библиотеки Конгресса США и Госфильмофонда России.

Также специально для III Московского международного фестиваля архивных фильмов у ведущих киноархивов мира были запрошены две новые реставрации — американский немой фильм «Глупые жены» (1922) режиссера Эриха фон Штрогейма (поступил от Фестиваля немого кино в Сан-Франциско) и итальянский звуковой фильма «Шуша» (1946) режиссера Витторио де Сики (поступил из Болонской синематеки).


Тамара Шведюк



Франческа Бертини — первая и последняя дива.


«Франческа Бертини не обращала на меня никакого внимания, намереваясь безумствовать [перед камерой], как подсказывала ей ее фантазия. Оператор с увлечением крутил ручку кинокамеры. Режиссер наблюдал в углу, молча, с восхищением…»

(итальянский писатель и драматург Роберто Бракко).


Поводом для создания программы «Франческа Бертини — первая и последняя дива» послужило обнаружение в Госфильмофонде России «Трубадура» (1910) — дебютного фильма королевы итальянского немого кино, до сих пор считавшегося утраченным. Вместе с находкой в программу вошли бесспорный шедевр «Ассунта Спина» (1915), а также два редких фрагмента: «Моя малышка» (1916) и «Тоска» (1918). Фрагменты предоставлены Болонской синематекой.
Читать далее...

Также в программу включены реставрации, осуществленные отделом цифровой обработки и реставрации под руководством научного отдела. В этот раз на фестивале будет показана новая цифровая реставрация дореволюционной картины «Дети века» режиссера Евгения Бауэра.

Госфильмофонд — член Международной федерации киноархивов (FIAF), он много лет плодотворно сотрудничает с киноархивами разных стран в рамках проектов совместных реставраций и/или реконструкций кинофильмов. Конечной целью этого партнерства, без сомнения, является сохранение совместными усилиями мирового кинонаследия. Наиболее значительным проектом последнего времени стала реставрация американского немого фильма «Игра без риска» (1927), инициированная и осуществленная компанией Dave Glass Productions Ltd при участии Библиотеки Конгресса США и Госфильмофонда России.

Также специально для III Московского международного фестиваля архивных фильмов у ведущих киноархивов мира были запрошены две новые реставрации — американский немой фильм «Глупые жены» (1922) режиссера Эриха фон Штрогейма (поступил от Фестиваля немого кино в Сан-Франциско) и итальянский звуковой фильма «Шуша» (1946) режиссера Витторио де Сики (поступил из Болонской синематеки).


Тамара Шведюк



Франческа Бертини — первая и последняя дива.


«Франческа Бертини не обращала на меня никакого внимания, намереваясь безумствовать [перед камерой], как подсказывала ей ее фантазия. Оператор с увлечением крутил ручку кинокамеры. Режиссер наблюдал в углу, молча, с восхищением…»

(итальянский писатель и драматург Роберто Бракко).


Поводом для создания программы «Франческа Бертини — первая и последняя дива» послужило обнаружение в Госфильмофонде России «Трубадура» (1910) — дебютного фильма королевы итальянского немого кино, до сих пор считавшегося утраченным. Вместе с находкой в программу вошли бесспорный шедевр «Ассунта Спина» (1915), а также два редких фрагмента: «Моя малышка» (1916) и «Тоска» (1918). Фрагменты предоставлены Болонской синематекой.
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Франция, Pathé Frères
1906/1907 г.
4 мин.
ФРАНЧЕСКА БЕРТИНИ.
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ДИВА

Италия, Film d’Arte Italiana
1910 г.
21 мин.
Режиссер: Луи Ганье
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Акц. о-во «А. Ханжонков и Ко»
1915 г.
Режиссер: Евгений Бауэр
США, Карл Леммле для Universal Film
1922 г.
144 мин.
Автор сценария и режиссер: Эрих фон Штрогейм
ФРАНЧЕСКА БЕРТИНИ.
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ДИВА

Италия, Caesar-Film
1915 г.
64 мин.
Режиссеры: Густаво Серена, Франческа Бертини (в титрах не указана)
США, Monty Banks Productions
1927 г.
55 мин.
Режиссер: Джозеф Хэнабери
ФРАНЧЕСКА БЕРТИНИ.
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ДИВА

Италия, Caesar-Film
1916 г.
10 мин.
Режиссер: Джузеппе Де Лигуоро
ФРАНЧЕСКА БЕРТИНИ.
ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ДИВА

Италия, Caesar-Film
1918 г.
10 мин.
Режиссер: Альфредо Де Антони
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Италия, Паоло Уильям Тамбурелла для Alfa Cinematografica
1946 г.
93 мин.
Режиссер: Витторио Де Сика