Интерес к животному миру в советском кино был связан с целым комплексом причин. Кинематографисты не только стремились раскрыть тайны неизведанного мира, но под воздействием материализма и теории эволюции животное мыслилось как прототип человека. Отсюда особое значение, которое придавалось сбору данных о физиологии, поведении, организации социума в животном мире. Именно эти темы и будут подняты в нашей подборке, цель которой – продемонстрировать становление советского научно-популярного фильма о животных. В объектив киноаппарата попадали различные формы борьбы за существование («В песках Средней Азии», «Солнечное племя), проявления инстинкта заботы и продолжения рода («Остров белых птиц», «Закон великой любви»), эксперименты в области изучения рефлексов, иллюстрирующие концепцию Павлова («Механика головного мозга»). Отголоски идеи о том, что при социализме смерть будет побеждена, звучат в научно-популярном кинематографе, в котором наблюдения за животным миром по-своему подтверждают её («Опыты по оживлению организмов», «Мнимая смерть»).
Сергей Огудов