СССР, «Киевтехфильм», 1942 г., ч/б, 5 ч., 1280,8 м, 47 мин., ВЭ 27.II.1943.
Автор сценария и режиссер: Александр Згуриди
Операторы: Глеб Троянский, Виктор Асмус
Звукооператор: Виктор Котов
Композитор: Виктор Оранский.
Животные, обитающие в барханах пустыни Кара-Кум, ведут борьбу за существование. Эфа нападает на появившегося из норы тушканчика, беркут атакует джейрана и удерживает в своих когтя, а в тростниковых зарослях дельты реки Амударьи съемочной группе удается увидеть туранского тигра.
Фильм лауреата Сталинской премии режиссера Александра Згуриди, посвященный животному миру Средней Азии, был снят во время Великой Отечественной войны (научными консультантами выступили А.Л. Бродский и И.И. Колесников). Долгое время он лежал в архиве и был оцифрован лишь сейчас. В центре его внимания – обитатели пустынь. Животный мир пустынь, вопреки тяжелым условиям, очень разнообразен – десятки видов членистоногих, рептилий, птиц и зверей. Эти представители фауны не просто появляются в кадре, с каждым из них связана какая-то, часто драматическая, история. Они постоянно находятся в суровой борьбе за существование, сражаясь друг с другом днем и ночью. Вот пустынный удав выследил, убил и сожрал грызуна песчанку. А через пару мгновений сам чуть не стал добычей свирепого «крокодила пустыни» – серого варана. А вот устрашающее паукообразное – сольпуга, ее также называют фалангой – бешено мчится по ночной пустыне и методично убивает всех на своем пути: геккона, скорпиона и даже другую фалангу. Пугающей выглядит сцена агонии тушканчика, укушенного ядовитой змеей, песчаной эфой. Природа в фильме – с «окровавленными клыками и когтями». Выживают сильнейшие, а слабые безжалостно истребляются. Все это происходит под тревожную и торжественную музыку композитора Виктора Оранского. При этом есть моменты, не лишенные юмора, например, сцена сражения трудолюбивого жука-навозника со своими тунеядствующими собратьями, которые пытаются завладеть его навозным шариком.
Стоит отметить, что, возможно, в фильме появляется вид паука, который был неизвестен науке на момент съемки (1942 год). В одном из первых эпизодов показан крупный пустынный паук-волк, его предположительно можно отнести к роду Karakumosa. Этот род был научно описан лишь в 2020 году.
Перечислять животных, которых мы видим на экране, можно долго. Фильм, снятый 80 лет назад, помимо пустынь показывает и погибшие, ныне не существующие природные ландшафты – побережье Аральского моря и тростниковые дебри дельты реки Амударья, где обитал туранский тигр. Действие разворачивается не только днем, но и ночью, и качество ночных съемок приятно удивляет. И все же при всех своих плюсах фильм не лишен и минусов. Жизнь животных показана однобоко: слишком много «батальных» сцен, в которых они подобны гладиаторам на арене. А такие стороны жизни, как размножение и выведение потомства практически полностью остались за кадром. Начало и середина фильма смотрятся на одном дыхании, а концовка нелепо обрывается словами: «…природы гнёт как рабство скинет…» Однако, учитывая то, в какую историческую эпоху был снят фильм, это вполне простительно. Ведь только сейчас, в XXI веке, нам стало ясно, что природу не нужно побеждать.
Александр Фомичев
СССР, «Воентехфильм», 1944 г., ч/б, 5 ч., 993,6 м, 36 мин., ВЭ 1945.
Автор сценария: Игорь Кентаров
Режиссер: Андрей Винницкий
Оператор: Павел Уточкин
Звукооператор: Алексей Машистов
Композитор: Леонид Половинкин.
Пчелы собирают пыльцу и летят в улей. Пчелиная матка откладывает яйца. Из-за жаркой погоды восковые стенки улья тают и по ним расползаются трещины. Пчелы пытаются спасти жилище. Осенью они изгоняют трутней. Пчел, живущих в искусственном улье, подкармливают сиропом.
Несовершенство человеческих сообществ, неравенство, социальная атомизация побуждает ученых и художников к поискам образца в животном мире, среди множества особей, живущих как единое целое. Фильм Андрея Винницкого «Солнечное племя», в 1946 году на Каннском фестивале получивший приз за лучший научно-популярный фильм, демонстрирует слаженные действия пчелиной семьи. Он снят с большим техническим мастерством: метаморфозы пчелы, защита улья, сбор нектара. Как отмечала после европейской премьеры газета «Авенир де Канн», фильм «…заставил бы помечтать самого Мориса Метерлинка». Действительно, в связи с работой Винницкого критики вспоминали слова Метерлинка из очерка «Жизнь пчел», в котором писатель восхищается универсальностью и трудолюбием пчелы – подчиняя свою жизнь выполнению сложных алгоритмов, она одновременно и архитектор, и штукатур, и химик.
Неудивителен интерес к жизни пчел и в советской культуре, формированию которой предшествовало появление множества утопических социальных идей – от «муравьиного братства» Льва Толстого до «всеобщей организационной науки» Александра Богданова. Коллектив пчел – «солнечное племя» – может быть рассмотрен как еще один прообраз социума, недаром вторым названием фильма было «Пчелиный народ». Поскольку пчела – это именно роевое насекомое, режиссер показывает, насколько незначительна судьба отдельной особи, когда речь идет о благополучии улья. Мы видим, как гибнет множество пчел, жертвующих собой во время жары, приведшей к таянию сот: «В улье катастрофа. Проник жаркий воздух. Капает мед, рушатся стенки совершенных, словно рассчитанных искусным инженером ячеек. Крылышки живых вентиляторов бессильны задержать разрушение. Все население улья бросается к месту аварии. Вверху образуется гирлянда – живой мост из пчел, – пишет Л. Воронцова. – Все, что было скрыто от человека в темной глубине улья, впервые так последовательно предстало на экране».
Сергей Огудов