СССР, «Мостехфильм», 1939 г., ч/б, 3 ч., 725,2 м, 26 мин., ВЭ IX.1939.
Автор сценария: Георгий Скребицкий
Режиссер: Борис Светозаров
Оператор: Павел Уточкин
Звукооператор: Виктор Котов.
Чайки устраивают гнезда. Во время гнездования проводится эксперимент, подтверждающий силу родительского инстинкта: в гнездо вместо яиц кладут различные предметы, при этом птицы продолжают высиживание. В финале показана забота чаек о потомстве и взросление птенцов.
В отличие от человека животное включено в естественную среду обитания и живет согласно природным циклам. Во многих фильмах о природе исследуется жесткая обусловленность поведения животных. Если Пудовкин в «Механике головного мозга» раскрыл роль рефлексов, то позднее научно-популярное кино стремилось выявить другие, возможно, менее очевидные закономерности.
Фильм Бориса Светозарова знакомит зрителя с жизнью колонии чаек, гнездящихся на плавучем острове озера Киёво неподалеку от Москвы. Как отмечает Александр Згуриди, «в итоге почти годовалой работы авторам удалось зафиксировать несколько замечательных эпизодов: постройку гнезда, опыты, позволяющие выявить инстинкты у чаек в период гнездования, коллективную защиту от хищников, поведение молодых чаек и т.д.».
Как и фильмы Згуриди, фильм Светозарова представляет собой занимательный рассказ. Режиссер обнаруживает такие стороны жизни птиц, которые обычно незаметны, документальные кадры соседствуют с кадрами научного эксперимента. Наиболее запоминаются кадры опытов, доказывающих силу и слепоту инстинкта: заботясь о потомстве, чайка высиживает яйца, и когда их подменяют на искусственные предметы – шарообразной или даже кубической формы, – продолжает высиживание…
Сергей Огудов
СССР, «Воентехфильм», 1944 г., ч/б, 5 ч., 1349 м, 50 мин., ВЭ 30.XII.1944.
Автор сценария: Сергей Скытев
Режиссер: Борис Долин
Оператор: Виктор Асмус
Художник: Кирилл Домбровский
Звукооператор: Александр Камионский
Композитор: Виктор Оранский.
Лисы заботятся о потомстве: роют нору в укромном месте, кормят детенышей и оберегают их от опасности. Уводя охотничьих собак от норы, погибает лиса-мать, и заботу о потомстве принимает на себя лис-отец. Орел нападает на одного из лисят и уносит его в свое гнездо. Но в этот момент в гнездо залезает рысь, и, защищая своих птенцов от опасности, орел бросает свою добычу. После долгих блужданий по лесу лисенок находит новую семью.
Советскому кино 1920–1930-х годов свойственна тенденция к биологизации человека – включению его в животный мир (наиболее яркий пример – «Механика головного мозга» Пудовкина). В фильме «Закон великой любви», напротив, очеловечено животное. Отсюда связь с культурной традицией, восходящей еще к мифам и сказкам, согласно которой зверь настолько близок человеку, что становится его аллегорией. При просмотре вспоминаются также персонажи Сетон-Томпсона и Пришвина, как отмечал, например, критик С. Михайлов.
Фильм посвящен материнскому инстинкту. Автор либретто пишет, что «звери проявляют нежность и заботливость, а иногда и подлинный героизм, воспитывая и ограждая от опасностей своих детенышей». В лисьей семье происходит несчастье – стараясь отвести охотничьих собак от норы, гибнет мать. Заботу о детенышах берет на себя отец. Однажды осиротевший лисенок попадает в когти орла. Малыш спасается, но остается далеко от родных мест. Материнский инстинкт побуждает другую лису принять его в свою семью.
Авторы фильма выстраивают сюжет с привычными по игровому кино действующими лицами, только взятыми из животного царства. Главные герои – лисенок Малыш, его родители, «приемная мать». Конечно, фильм научно-популярный – животные показаны в своей биологической среде, – и приблизить их к человеку берется в первую очередь сам рассказчик, эмоционально вовлеченный в действие: если в других научно-популярных картинах рассказ чаще всего подчеркнуто объективен и безличен, то здесь закадровый голос проникнут сочувствием к персонажам.
В фильме «играют» отнюдь не дрессированные животные (только для съемок эпизода с орлом из Казахстана был привезен ручной беркут). Как пишет киновед Л. Воронцова, «…в подмосковном заповеднике съемочная группа выделила большой вольер, где жили, привыкая к людям, животные. В этом фильме каждый кадр доставался большим трудом, настойчивостью, терпением, требовал изобретательности». Иногда работа с животными даже приводила участников съемочной группы к производственным травмам: «И непуганые звери подмосковного заповедника становились лютыми, когда надо было защищать своих детей от внимания кинооператоров», – пишет Л. Воронцова.
Жизнь животных полна драматизма, что заметно и в эпизодах странствий Малыша, и в сцене гибели матери. Фильм снимался в 1944 году. Возможно, в сознании первых зрителей трагические сцены перекликались с военной драмой, разрушившей семьи миллионов людей, а животные выступали аллегорией человека, ищущего сочувствия и поддержки…
Сергей Огудов