Социализм в животном мире.
Сеанс 1.
Физиология и победа над смертью
СССР, «Межрабпом-Русь», 1926 г., ч/б, 6 ч., 1793,4 м, 65 мин., ВЭ 22.11.1926.
Режиссер: Всеволод Пудовкин
Оператор: Анатолий Головня.
Проводятся наблюдения за поведением крокодила, слона, обезьяны – животных, у которых в разной степени развит мозг. Поведение маленьких детей сопоставляется с поведением животных. Фильм объясняет устройства рефлексов, от которых зависят те или иные реакции. Показаны эксперименты по выявлению условных и безусловных рефлексов. Наблюдения за детьми доказывает, что возникновение новых условных рефлексов связано с развитием двигательного аппарата.
Учение академика Ивана Павлова о рефлексах – непроизвольных реакциях организма на внешнее раздражение – доказывало неразрывную связь человека с животным миром. Помимо физиологии и нейронауки, оно отозвалось в области культуры, вновь поставив под сомнение представление о животном как оппозиции человеку, как проявлении нечеловеческой «низшей природы». Биологизация человека стала краеугольным камнем советского кинематографа 1920-х, по-разному проявившись в творчестве наиболее видных режиссеров. Обращаясь к монтажу аттракционов, Эйзенштейн искал почти физиологическое воздействие на зрителя, чтобы идеологически «оформить» его в «желаемой направленности». Для Пудовкина находки Павлова были кинематографичны сами по себе, необходимо было лишь найти особый способ их показа – произвести «засъемку отдельных моментов, которые, являясь научно ценными экспериментами, вместе с тем могут быть зафиксированы только объективом съемочного аппарата». Именно эту задачу и решала «Механика головного мозга», ставшая главным советским культурфильмом и одним из наиболее важных образцов научного кино за всю историю кинематографа.
Павлов, который весьма строго относился к демонстрации своих экспериментов, считал фильм удачным. Его мнение разделяло научное сообщество, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Приступая к съемкам, Пудовкин тщательно изучил труды по физиологии. «Механика головного мозга», представившая в систематическом виде некоторые разработки ученого, состоит из нескольких смысловых частей: в первой на основе иллюстраций из мира животных и детей объясняется, что поведение зависит от развития мозга, затем доказывается, что множество стереотипных реакций организма – это результат проявления безусловных рефлексов, и наконец, третья часть объясняет, что приобретенные реакции – производное безусловных рефлексов. Анимация, раскрывающая устройство нервной системы собаки, была особо отмечена академиком как «наглядное пособие» к его работе.
Эксперименты, снятые Пудовкиным, по-прежнему производят впечатление на зрителя, несмотря на то, что на экране наука прошлого века. Дело не столько в их «железной» убедительности, сколько в строго механистическом понимании живого: тело животного и человека в фильме – это машина, которая исследуется механическим же способом. Некоторые эксперименты похожи на пытки. Но эти пытки, обращенные к «живой машине», кажутся бесчеловечными лишь современному человеку, чьи взгляды сформированы экологическим движением и борьбой за права животных…
При этом фильм не сводится к «картезианской» идее тела как механизма и даже противоречит ей. Картина Пудовкина предельно физиологична, она переполнена образами органической жизни. Сама природа для режиссера революционна – она бунтует против ложных, «идеалистических» представлений о себе.
Конечно, Павлов негативно относился к революции и считал многие действия советской власти преступными, но Пудовкин интерпретировал учение Павлова в ином ключе, что отразилось в его более поздних фильмах, где персонажи переходят на сторону революции, беря верх над собственной животной природой, восходя к более высоким степеням сознания.
Пудовкин с большой точностью «анатомирует» в своем фильме коллективные действия, присущие животному миру. Все эти звери, психически больные люди-идиоты и маленькие дети находятся за пределами разума, за пределами того идеального сознания, которое «отменил» Павлов своим учением. У них нет души, но они социальны. Именно эта социальность, связывающая воедино животный мир и человека, и является тем прообразом коллектива, на котором может быть основано новое общество. Расчеловечивая человека, фильм Пудовкина ищет скрытые в животном мире механизмы связи всех людей.
Сергей Огудов
СССР, Московская студия научно-популярных фильмов, 1946 г., ч/б, 1 ч., 291,5 м, 11 мин., ВЭ 1946.
Авторы сценария: В. Михайлов, В. Гульнева
Режиссер: Лидия Печорина
Операторы: А. Кудрявцев, К. Пешехонов
Звукооператор: А. Митрохин
Композитор: В. Смирнов.
Ученые проводят эксперименты по изучению анабиоза. Сначала демонстрируются проявления анабиоза в микромире, а затем на примере насекомых, земноводных и рыб.
Фильм посвящен явлению анабиоза, «мнимой смерти» – «состоянию организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни». Простейшие проявления анабиоза наблюдаются в мире одноклеточных – коловратка засыхает при отсутствии воды, но не гибнет – когда начинается дождь, она вновь оживает. Еще более выразителен эксперимент с лягушкой. Лаборантка вынимает ее из аквариума, замороженную в куске льда. Она выглядит погибшей – сердце не бьется, отсутствует реакция на прикосновения. Но когда ткани сердца оттаивают, оно вновь начинает биться – и лягушка оживает. В фильме показаны и зимующие насекомые: жужелица, клоп-солдатик, бабочка, а финал знакомит зрителя с анабиозом в мире рыб. Голос диктора за кадром утверждает, что «изучение анабиоза дает возможность управления жизнью на благо страны». При этом не вполне ясно, идет ли речь о хозяйственной работе с животными или же о медицинских опытах. Как бы то ни было, нужно отметить, что режиссер и операторы успешно пользуются возможностями микро- и макросъемки, а ожившая лягушка убеждает зрителя в том, что смерть бывает обманчива.
Сергей Огудов
СССР, «Мостехфильм», 1940 г., ч/б, 2 ч., 533,5 м, 20 мин., ВЭ 1941.
Автор сценария: Сергей Брюхоненко
Режиссер: Давид Яшин
Оператор: Екатерина Кашина
Звукооператор: А. Прозоров.
В Институте экспериментальной физиологии и терапии проводятся опыты по оживлению животных методом искусственного кровообращения. При помощи автожектора происходит возвращение к жизни изолированных органов и головы собаки, а затем всего организма. Показано поведение трех оживших собак в Воронежском медицинском институте.
Фильм Давида Яшина рассказывает об экспериментах с автожектором – аппаратом искусственного кровообращения, созданного выдающимся советским физиологом Сергеем Брюхоненко. Эти опыты некогда стали сенсацией в науке. Зритель видит оживление в лаборатории отдельных органов собаки: бьется сердце, дышат легкие и начинает двигаться голова. Доказательством жизни автономных органов становится внешнее раздражение – прикосновения, стуки, свет. Затем режиссер переходит к показу еще более зрелищного эксперимента – оживлению всего организма: через шейный сосуд у собаки выпускается кровь, а затем посредством системы насосов она закачивается обратно – искусственное кровообращение вновь запускает работу сердца. Через десять минут после смерти собака оживает…
Как писали историки науки, опыты с головой собаки Брюхоненко неоднократно повторял на съездах ученых, часто в присутствии партийных чиновников. После одного из таких экспериментов был создан Научно-исследовательский институт экспериментальной физиологии и терапии, директором которого стал Брюхоненко, именно опыты этого института и представлены в фильме.
Животное в фильме не просто объект жестокой инструментальной манипуляции, но и живое существо, которое во многом подобно человеку, являясь его прототипом. Снимая работу с телом животного как со сложноустроенным механизмом, авторы подходят к философской проблеме жизни и смерти.
Если в игровых советских картинах победа над смертью часто была метафорой (можно вспомнить сцену забоя скота в «Стачке» Эйзенштейна, бессмертного большевика Тимоша из фильма «Арсенал» Довженко и даже героя мультфильма «Дед Иван»), то в фильме – это вполне реальный факт. Хотя, как отмечают исследователи, сам Брюхоненко отнюдь не был чужд образного мышления. Он полагал, что существует «"зазор" (как в онтологическом, так и эпистемологическом смыслах) между физиологическими фактами проявления жизни в "изолированной голове" и жизнью как таковой». Пока разговор о «жизни как таковой» доступен философии и религии, а в науке это все еще дело будущего. Победа над смертью в животном мире сулит подобный успех и для человека.
Несмотря на мрачный колорит, фильм по своей сути жизнеутверждающий. Кстати, эксперименты Брюхоненко повлияли на развитие научной фантастики. Под впечатлением от них Александр Беляев пишет роман «Голова профессора Доуэля», а Юрий Долгушин создает свой «Генератор чудес». Брюхоненко предлагал Михаилу Булгакову написать на основе его опытов пьесу, но их сотрудничество не состоялось.
В заключение отметим, что в фильме автожектор, позволяющий вернуть организм к жизни, сравнивается по своему устройству с сердцем. Можно вспомнить идеи начала XX века об органопроекции – продолжении человеческого тела в технических орудиях путем подражания его органам. Так, в работах Павла Флоренского лупа названа проекцией глаза, кости – прототипом железобетонных конструкций, а электроприборы и электрические провода, по его мнению, аналогичны нервной системе. Техника оказывается способной восстановить связь между человеком и внешним миром, а в случае экспериментов Брюхоненко – между жизнью и смертью.
Сергей Огудов
Опыты по оживлению организма
СССР, 1926 г.
Режиссер: Всеволод Пудовкин
Оператор: Анатолий Головня.
СССР, 1946 г.
Авторы сценария: В. Михайлов, В. Гульнева
Режиссер: Лидия Печорина
ОПЫТЫ ПО ОЖИВЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА
СССР, 1940 г.
Автор сценария: Сергей Брюхоненко
Режиссер: Давид Яшин