КИНОТЕАТР «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.
1909
Программа подготовлена в партнерстве с Российским государственным архивом кинофотодокументов и кинотеатром «Художественный».

В 2021 после реставрации в Москве вновь открылся кинотеатр «Художественный». Старейший кинотеатр столицы и один из первых кинотеатров мира принял первых зрителей в 1909 году.
В те годы владельцы кинотеатров ставили в одной программе хронику из жизни высшего общества, видовые сюжеты и игровые фильмы. Следуя этой традиции научными специалистами был реконструирован кинопоказ 1909 года из кинохроники и видовых фильмов из собрания РГАКФД и игровых фильмов из собрания Госфильмофонда.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЕРВЫХ КИНОСЕАНСОВ

Кинотеатр «Художественный» представил первый киносеанс в 1909 году. На основе анализа кинопроката дореволюционной России и проведенной работы с коллекциями ранних фильмов из собраний Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Госфильмофонда России была собрана программа, реконструирующая показ 1909 года.
Зрители дореволюционной России смотрели не только новинки кино. Зачастую владельцы кинотеатров покупали прошлогодние и более ранние копии — это позволяло экономить деньги и полагаться на опыт других прокатчиков. В случае зрительского успеха фильмы буквально затирались до дыр от частоты просмотров, поскольку шли в прокате не один год. Поэтому в нашей программе — фильмы 1907 и 1908 годов. Не во всех странах был развит экспорт фильмов. Например, фильмы США только с 1909 года начинают закупаться другими странами, и условные зрители на открытии кинотеатра «Художественный» их видеть не могли.
Читать далее...
По отзывам и анонсам в прессе мы можем судить о зрительских предпочтениях той эпохи. В России смотрели французские, датские и итальянские фильмы, дореволюционный зритель тяготел к драматичным сюжетам и медленно разворачиваемому повествованию. Важной чертой кинопоказа было соблюдение иерархии. Курьёзы вроде просмотра комедий Макса Линдера перед царской хроникой были недопустимы. Более того, специальные циркуляры устанавливали ограничение на скорость проекции для фильмов с правящими особами. Уставший киномеханик не мог быстро крутить ручку проектора, так как нельзя было допустить превращения царского прохода в фарс. Фильмы этой программы подготовлены для показа на правильной скорости (чем часто поступаются при показе раннего кинематографа) и в строгой иерархии внутри программы. Показ начала прошлого века не был просто циклом коротких фильмов, но имел собственную драматургию.
Согласно канону, программа открывается циклом хроникальных фильмов и начинается с событийной хроники из жизни царской семьи: процессий, церемониалов и поездок Его Величества. Далее следует постепенное снижение серьёзности показываемого и вместе с тем отвлечение зрителя от насущной действительности для создания плавного перехода от хроники к игровым картинам. После царской хроники идут маневры и скачки, видовые картины из городов Европы и этнографические фильмы экзотических стран. Игровые фильмы традиционно выстраивались согласно жанру — от лёгкого к сложному, с постепенным набором трагизма в повествовании. Этот блок начинается с драм, столь популярных в Российской империи, а завершает показ историко-костюмный фильм. Все картины программы были в прокате в Российской империи, о чём мы можем судить по наличию дореволюционных интертитров.

Арина Раннева
филолог, старший редактор киноведческой базы «Чапаев»


ХРОНИКАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РГАКФД

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА ИЗ ЖИЗНИ ЦАРСКИХ ОСОБ
События и церемониалы, торжества и поездки царской семьи занимали особое место в кинопоказе. Зрителю не только была интересна событийная, или, говоря современным языком, новостная, повестка фильмов, но и было ценно видеть зафиксированные мгновения жизни тех, кому они поклонялись. Среди прочего кинозрителям в Российской империи были доступны хроники «Торжественная закладка храма для собственного Его Величества Сводного пехотного полка и конвоя» (Товарищество «Аполлон», оператор (?) Александр Ягельский, 1909) и «Свидание монархов в Ревеле» (Gaumont, оператор (?) Александр Ягельский, 1908).


ВОЕННЫЕ СЮЖЕТЫ (СМОТРЫ, ПАРАДЫ, МАНЕВРЫ, СКАЧКИ)

Подобно парадам, увиденным вживую, военные сюжеты в хронике играли две важные роли: с одной стороны, они демонстрировали мощь орудий и войсковую выправку, а с другой — блестяще построенные войска, выдрессированные кони и взрывы орудий являлись эстетическим зрелищем. В программу вошли фильмы «Донские казаки в Москве» (Pathé, Жорж Мейер и Топпи, приблизительно 1907) и «Кавалерийские учения в Сомюре» (Pathé, 1907).

ВИДОВЫЕ СЮЖЕТЫ

Видовые картины пользовались большой популярностью у зрителей прошлого, так как в отличие от гравюр и видовых открыток предлагали взглянуть на ожившие картины мест, в которых едва ли доводилось оказаться простому зрителю синематографа. В рамках реконструкции зрителям представлены фильмы «Верона» (название условное) (Pathé, приблизительно 1907–1908), «Старый Гамбург» («П. Тиман и Ф. Рейнгардт», приблизительно 1908–1909), «Виды Вены» (Pathé, приблизительно 1908–1909) и «Землетрясение в Сицилии» (Cines и Александр Ханжонков, приблизительно 1908–1909).

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

Быт, национальные обычаи и танцы народов мира представляли собой завораживающее зрелище для зрителя начала века. Ведь прежде возможность узнать, как живут в отдалённых уголках мира, можно было лишь по приключенческим романам, наполненным колониальными настроениями и часто искажающими действительность. Труднодоступность такого зрелища и делала его экзотичным. В программу вошли кинозарисовки «У канаков» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Быт и нравы жителей Лаоса» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Танец японских гейш» (Pathé, 1909), «Бенарес, священный город индусов» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Африка. Город Бискры на границе пустыни Сахары» (Eclipse, приблизительно 1908).

Арина Раннева
филолог, старший редактор киноведческой базы «Чапаев»
Читать далее...
По отзывам и анонсам в прессе мы можем судить о зрительских предпочтениях той эпохи. В России смотрели французские, датские и итальянские фильмы, дореволюционный зритель тяготел к драматичным сюжетам и медленно разворачиваемому повествованию. Важной чертой кинопоказа было соблюдение иерархии. Курьёзы вроде просмотра комедий Макса Линдера перед царской хроникой были недопустимы. Более того, специальные циркуляры устанавливали ограничение на скорость проекции для фильмов с правящими особами. Уставший киномеханик не мог быстро крутить ручку проектора, так как нельзя было допустить превращения царского прохода в фарс. Фильмы этой программы подготовлены для показа на правильной скорости (чем часто поступаются при показе раннего кинематографа) и в строгой иерархии внутри программы. Показ начала прошлого века не был просто циклом коротких фильмов, но имел собственную драматургию.
Согласно канону, программа открывается циклом хроникальных фильмов и начинается с событийной хроники из жизни царской семьи: процессий, церемониалов и поездок Его Величества. Далее следует постепенное снижение серьёзности показываемого и вместе с тем отвлечение зрителя от насущной действительности для создания плавного перехода от хроники к игровым картинам. После царской хроники идут маневры и скачки, видовые картины из городов Европы и этнографические фильмы экзотических стран. Игровые фильмы традиционно выстраивались согласно жанру — от лёгкого к сложному, с постепенным набором трагизма в повествовании. Этот блок начинается с драм, столь популярных в Российской империи, а завершает показ историко-костюмный фильм. Все картины программы были в прокате в Российской империи, о чём мы можем судить по наличию дореволюционных интертитров.

Арина Раннева
филолог, старший редактор киноведческой базы «Чапаев»


ХРОНИКАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РГАКФД

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА ИЗ ЖИЗНИ ЦАРСКИХ ОСОБ
События и церемониалы, торжества и поездки царской семьи занимали особое место в кинопоказе. Зрителю не только была интересна событийная, или, говоря современным языком, новостная, повестка фильмов, но и было ценно видеть зафиксированные мгновения жизни тех, кому они поклонялись. Среди прочего кинозрителям в Российской империи были доступны хроники «Торжественная закладка храма для собственного Его Величества Сводного пехотного полка и конвоя» (Товарищество «Аполлон», оператор (?) Александр Ягельский, 1909) и «Свидание монархов в Ревеле» (Gaumont, оператор (?) Александр Ягельский, 1908).

ВОЕННЫЕ СЮЖЕТЫ (СМОТРЫ, ПАРАДЫ, МАНЕВРЫ, СКАЧКИ)

Подобно парадам, увиденным вживую, военные сюжеты в хронике играли две важные роли: с одной стороны, они демонстрировали мощь орудий и войсковую выправку, а с другой — блестяще построенные войска, выдрессированные кони и взрывы орудий являлись эстетическим зрелищем. В программу вошли фильмы «Донские казаки в Москве» (Pathé, Жорж Мейер и Топпи, приблизительно 1907) и «Кавалерийские учения в Сомюре» (Pathé, 1907).

ВИДОВЫЕ СЮЖЕТЫ

Видовые картины пользовались большой популярностью у зрителей прошлого, так как в отличие от гравюр и видовых открыток предлагали взглянуть на ожившие картины мест, в которых едва ли доводилось оказаться простому зрителю синематографа. В рамках реконструкции зрителям представлены фильмы «Верона» (название условное) (Pathé, приблизительно 1907–1908), «Старый Гамбург» («П. Тиман и Ф. Рейнгардт», приблизительно 1908–1909), «Виды Вены» (Pathé, приблизительно 1908–1909) и «Землетрясение в Сицилии» (Cines и Александр Ханжонков, приблизительно 1908–1909).

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

Быт, национальные обычаи и танцы народов мира представляли собой завораживающее зрелище для зрителя начала века. Ведь прежде возможность узнать, как живут в отдалённых уголках мира, можно было лишь по приключенческим романам, наполненным колониальными настроениями и часто искажающими действительность. Труднодоступность такого зрелища и делала его экзотичным. В программу вошли кинозарисовки «У канаков» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Быт и нравы жителей Лаоса» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Танец японских гейш» (Pathé, 1909), «Бенарес, священный город индусов» (Pathé, приблизительно 1908–1909), «Африка. Город Бискры на границе пустыни Сахары» (Eclipse, приблизительно 1908).

Арина Раннева
филолог, старший редактор киноведческой базы «Чапаев»
Российская империя, Торговый дом «А. Ханжонков»
1908, 7 минут
Российская империя, Торговый дом «А. Ханжонков»
1908, 13 минут
Италия, Film d’Arte Italian
1909, 17 минут
Российская империя, Торговый дом «Глория»
1909, 14 минут