ДРАМА В ТАБОРЕ ПОДМОСКОВНЫХ ЦЫГАН («Драма под Москвою»)
Российская империя, Торговый дом «А. Ханжонков», 1908, 7 минут
Автор сценария, режиссёр и оператор: Владимир Сиверсен
В ролях: цыгане подмосковного табора
По словам владельца кинофирмы Александра Ханжонкова, фильм задумывался как «первая русская бытовая картина»: молодой цыган в порыве ревности убивает возлюбленную, а затем кончает жизнь самоубийством.
Для съёмок были привлечены цыгане подмосковного табора. Эффект подлинности создавался за счёт натурных съёмок без использования декораций. Но для создания успешной картины этого оказалось мало, актёрская игра была откровенно слабой. Ханжонков вспоминал: «Цыгане были терроризированы съёмочным аппаратом. Стоило Сиверсену завертеть ручку, как лица цыган “замораживались” от страха. Красавица-плясунья и её партнёр с ужасом косились на аппарат. Какие уж тут могут быть танцы!» (Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии / А. А. Ханжонков. — М. ; Л. : Искусство, 1937. — С. 21–22.)
В этой программе фильм следует сразу после этнографической хроники, поскольку игровая кинематография дореволюционной России во многом выросла из хроникальных фильмов.
Арина Раннева
филолог, старший редактор киноведческой базы «Чапаев»
Цыган Алеко проигрывает свою возлюбленную Азу в карты. Юноша вынужден покинуть табор, но хочет увезти девушку с собой. Между молодыми людьми вспыхивает ссора, и Алеко закалывает Азу, а сам бросается со скалы. Короткометражная драма о ревности, снятая с участием подмосковных цыган.