II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
НЕВЕСТКА
СССР, 1971 г.

Авторы сценария: Ходжакули Нарлиев, Ходжадурды Нарлиев
Режиссер: Ходжакули Нарлиев
СССР, «Туркменфильм», 1971 г., цв., ш-э, 8 ч., 2172 м, 80 мин., ВЭ 23.XII.1972.

Авторы сценария: Ходжакули Нарлиев, Ходжадурды Нарлиев
Режиссер: Ходжакули Нарлиев
Оператор: Анатолий Иванов
Художник: Аннамамед Ходжаниязов
Композитор: Реджеп Реджепов
Звукооператор: Чалы Аннахалов
В ролях: Мая-Гозель Аймедова (Огулькейк), Ходжом Овезгеленов (Анна-ага), Ходжаберды Нарлиев (Мурад, муж), Хоммат Муллык (Назар), Айнабат Аманлиева (Биби-Тач), Огулькурбан Дурдыева (Тувак Эдже, повитуха), Арслан Мурадов (Арслан), Мерген Ниязов (шофер), Баба Аннанов (Реджеп, брат Огулькейк).

Старик и его невестка пасут в пустыне отару овец. Монотонно текут дни в чабанских заботах и заботах героини о свекре. Но женщина то и дело прислушивается к гудению самолета – она продолжает ждать мужа-летчика, погибшего на войне. То и дело картины его возвращения встают перед ее глазами. Брат женщины уговаривает ее вновь выйти замуж, его поддерживает и старик. Но она отказывается вернуться в селение и продолжает ждать своего Мурада вопреки всему. А материнские чувства обращает на новорожденного, появившегося в семье соседа-фронтовика.

Может быть, я и не занялся бы режиссурой, если б со студии не ушел Булат Мансуров, с которым мы сообща выработали собственное видение мира. Но видение мира принадлежит прежде всего режиссеру. Самовыражение – это режиссерская привилегия. И желание самовыразиться у меня взяло верх. И когда тогдашний директор «Туркменфильма», энергичный, деятельный Ходжакаев, предложил мне вытянуть уже запущенный в производство фильм, материал которого «запорол» предыдущий постановщик, я согласился. Только поставил условие: все сниму заново. Получил согласие. Почувствовал: получается. Так родился первый мой режиссерский опыт – остросюжетная драма «Человек за бортом». А после нее возник замысел «Невестки».
В основе его – реальная история нашей соседки на разъезде. Мы героине даже имя ее оставили – Огулькейк. Но по душе своей в фильме это мама моя. Это ее доброта, верность людям. Многие факты из ее жизни потом передали и героине «Дерева Джамал».
Фильм получился очень немногословный. Именно кино, приблизив камеру к человеческому лицу, открыло максимальную выразительность молчания. Когда человек молча глядит в камеру, не прячется за словом – тут уже не соврешь. Это, я полагаю, одна из важнейших особенностей кинематографического языка.
И туркменский народ в этом смысле очень кинематографичен. У туркмен огромная территория. А жили на ней кочевники маленькими группами – одни и те же лица, которые знаешь всю жизнь. И вся эта жизнь на виду друг у друга – о чем там было особенно разговаривать?
Конечно, мы учитывали, выстраивая драматургию поверх слова, опыт знаменитого японского фильма «Голый остров». То, что можно обойтись без слов – жестом, взглядом – очень важно и для туркменского характера.
По этому принципу – умению молчать на экране – мы подбирали основных исполнителей. Вновь пригласили постоянного, с «Состязания», нашего актера Ходжома Овезгеленова на роль старика. А на роль Огулькейк в ашхабадском ТЮЗе нашли Маю Аймедову – у нее эта главная роль, очень сложная, практически без единого слова, была первой. (До того она дважды снялась в 1960-е в эпизодах.) «Невестка» стала еще и объяснением в любви ей.
На этом фильме окончательно оформился наш семейный творческий коллектив: один брат – Ходжадурды – с ним мы писали сценарий, другой брат – Ходжаберды – он играл роль мужа, возникающего в воспоминаниях женщины (и был еще и ассистентом режиссера), и, наконец, Мая-Гозель, с тех пор ставшая главной героиней наших фильмов (и соавтором нескольких сценариев к ним).
В отличие от фильмов, снятых с Мансуровым, «Невестку» по счастью, приняли без замечаний. Она получила несколько призов на V Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, а потом и Госпремию СССР (кстати, оператор картины Толя Иванов, для которого это была дипломная работа, оказался чуть ли не самым молодым кинематографистом-лауреатом за всю историю этой премии). И за рубежом картину восприняли доброжелательно – в Венеции, в Сорренто. А на кинофестивале в Локарно наша работа получила специальный приз жюри «за поэтическую форму протеста против войны».

Ходжакули Нарлиев

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

26 ноября, суббота
16:00
Невестка (1970)

Плёнка 35 мм
16+

Фильм представит киновед Евгений Марголит.
Третьяковская галерея
Конференц-зал