Первые публичные киноконкурсы состоялись уже через несколько лет после изобретения кинематографа. В последующие годы весь процесс развивался медленно, но неуклонно, каждая следующая попытка вносила весомые новшества.
Уже тогда кинофестивали проходили не только с целью демонстрации фильмов публике. Чаще они имели еще и конкретные моральные, производственные или экономические интересы, а также давали возможность профессионалам кино оценить достижения в этой области как на национальном, так и на международном уровне.
В этом отношении Италия являлась пионером. По крайней мере одно мероприятие такого рода было организовано еще в 1907 году. Тенденции в этой стране хорошо показывают эволюцию того явления, которое сегодня мы называем «кинофестивалями», поскольку почти каждый конкурс приводил к определенным шагам вперед, к очень специфическому понятию кинопоказа, очень близкому к тому, как мы его понимаем сейчас.
Презентация будет посвящена этой эволюции с особым упором на итальянский контекст, сравнению итальянского опыта с опытом кинематографий других стран. Большая часть лекции будет посвящена киновыставкам, проходившим вплоть до начала десятых годов прошлого столетия, в военный и послевоенный период, и, наконец, созданию Венецианского кинофестиваля - событию, безусловно, не случайно произошедшему на рубеже немого и звукового периода кинематографа.