США, Paramount Pictures, 1928, 108 минут
Авторы сценария: Гарри Кар, Эрих фон Штрогейм
Режиссёр: Эрих фон Штрогейм
Художники: Ричард Дэй, Эрих фон Штрогейм
Композиторы: Джон Стефан Замечник, Луис де Франческо
В ролях: Эрих фон Штрогейм, Фэй Рэй, Мэттью Бетц, Сейзу Питтс, Джордж Николас, Джордж Фосетт, Мод, Дэйл Фуллер, Чезаре Гравина
Американский кинорежиссёр, сценарист и актёр Эрих фон Штрогейм (1885–1957) остался в истории кинорежиссуры как неудобный для индустрии художник — в силу своего характера перфекциониста и нежелания ограничивать себя во времени и финансах. Его фильмы, среди которых наиболее известна изначально 7-часовая натуралистичная драма «Алчность» (1923–1925), сокращались и переделывались, что разрушало режиссёрское (часто экстравагантное) видение, но позволяло выпустить их в прокат. Некоторые из них — его первая работа «Слепые мужья» (1919) и «Глупые жёны» (1922) — имели зрительский успех.
Гений режиссёра был признан и продюсерами. Но они не могли не заботиться о финансовой стороне дела, которой, начиная с «Глупых жён», Штрогейм упрямо, демонстративно пренебрегал. Его всегда интересовало другое. Он был увлечён отработкой мельчайших деталей, убедительность которых позволяет сфантазировать и выстроить в кино практически любой мир — Штрогейм непосредственно участвовал в разработке декора и костюмов своих фильмов.
Актёрская карьера Штрогейма была менее спорной. Вся его режиссёрская работа пришлась на период немого кино, но сниматься он продолжал и с приходом звука, практически до конца своей жизни.
Вышедший на экраны 6 октября 1928 года «Свадебный марш» снимался в 1926–1927 годах для продюсера Пэта А. Пауэрса, первого дистрибьютора звуковых анимационных фильмов Уолта Диснея (согласно некоторым источникам продюсером был и сам Штрогейм).
«Свадебный марш» можно отнести к любимому типу фильмов режиссёра — критическим драмам, исследовавшим формы сексуальности. Но в этом случае своё стремление к психологическому реализму, смешанному с мягкой сатирой, он смягчил ностальгическим романтизмом, связанным с воспоминаниями о доамериканском периоде его жизни и воплощённым на экране тогда, когда воспитавший его старый мир уже не существовал.
До переезда в 1909 году в США Штрогейм жил в Европе. Фамилии его тогда ещё не предшествовала аристократическая приставка «фон» — он был сыном шляпника, переселившегося в столицу Австро-Венгерской империи. Именно этот город стал местом действия «Свадебного марша». За исчезновением старой Вены Штрогейм наблюдал уже из-за океана — и это наверняка наполнило созданные им картины ушедшей венской жизни ещё большей романтической грустью и ещё большим желанием воспроизвести ту жизнь с максимальной точностью деталей.
Практически весь «Свадебный марш» (после хроникальных кадров габсбургской Вены в начале фильма) был снят в декорациях, которые Штрогейм спроектировал совместно со своим давним соратником Ричардом Дэем. Они же принимали участие и в разработке соответствовавших эпохе костюмов.
Штрогейм сыграл в «Свадебном марше» главную мужскую роль — обедневшего аристократа, Фэй Рэй, сдержанно и чувственно, — его любовь-простолюдинку (через несколько лет она появится в экспрессивной роли в фильме «Кинг Конг» режиссёров Мериана Купера и Эрнеста Шодсака (1933), сделавшей её звездой).
История обречённых на трагическую разлуку влюблённых была центром и символом обречённого жизненного уклада Вены и всей Европы — достойного сатирических тонов, но при этом вызывавшего чувство щемящей ностальгии.
Кроме художественного оформления, монтажа и актёрской игры, «Свадебный марш» впечатлял цветом в кадрах религиозной процессии (по мнению режиссёра, цвет должен был передать радость праздника) и, под влиянием стремительно наступавшей эры кинозвука, записью музыки и шумов.
Как и любовь главных героев, «Свадебный марш» тоже был обречён — на перемонтаж и утерю выпущенной отдельным фильмом второй части. В 1950-е годы Штрогейм реконструировал оставшийся материал в форме, которую считал приближенной к оригиналу. Благодаря этому и более поздним реставраторам сегодня мы можем снова насладиться мастерски сделанным кино, вдохновлённым воспоминаниями и любовью.
Сергей Каптерев
киновед, доктор философии (PhD)
Принц Никки из оскудевшего аристократического рода испытывает трудности с деньгами. Он решается на брак по расчёту и разрывает отношения с простой девушкой Мицци, несмотря на взаимную симпатию. Драма об обречённой любви в Вене времен империи Габсбургов.