IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
РЕСТАВРАЦИЯ.
ЗАКРЫТИЕ
Александра Устюжанина
ведущий искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор реставрации
В 1916 году Евгений Бауэр, ведущий режиссер кинофабрики Александра Ханжонкова, приступает к съемкам своего самого амбициозного проекта — картины «Набат». Это экранизация романа очень популярной на тот момент немецкой писательницы Элизабет Вернер «Своей дорогой» (1893, в других переводах «Вольной дорогой»). В сюжете переплетаются истории честолюбивого авантюриста и семьи успешного промышленника, хозяина металлургического завода. Есть, разумеется, и несколько любовных линий. Специально для фильма выстраиваются небывалые декорации — в съемочном павильоне фабрики на Житной улице вырастают целые готические залы, обставленные мебелью, сделанной под заказ в столярной мастерской (одним из художников фильма был шестнадцатилетний Лев Кулешов, для которого это была первая работа в кинематографе). В ролях задействованы «лучшие силы труппы» — Вера Каралли, Николай Радин, Зоя Баранцевич, Владимир Стрижевский; с актерами ведутся предварительные репетиции. Съемки продолжаются «рекордный срок — больше месяца, — как вспоминала потом Вера Дмитриевна Попова-Ханжонкова, — много труда и времени потребовал монтаж фильма „Набат“, сцены которого дублировались в различных планах, и приходилось выборкой наиболее выигрышных моментов у каждого дубля составлять нужную сцену» (Страницы из прошлого (записки монтажницы). 1946). Подобный подход был исключительным для раннего русского кино. «Так хорошо у нас не ставилась ни одна картина», — писал двадцать лет спустя Александр Ханжонков (Первые годы русской кинематографии. 1937).
Читать далее...
Скорый выход «монопольной картины: драмы из современной русской жизни» громко анонсируется на страницах журналов «Вестник кинематографии», «Пегас», «Кине-журнал». Казалось бы, новинку ждет безусловный успех. Однако… фильм не выходит на экраны. Режиссер счел, что результат вышел «засушенным», растянутым и скучным, и по его просьбе картина ложится на полку. Спасла «Набат» Февральская революция. «Отпадают цензурные стеснения» (Сине-фоно. 1917. № 13−14) и становится возможным, в том числе показывать революционное движение. А один из главных героев — социалист. Антонина Николаевна Ханжонкова, совладелица фабрики, и Вера Каралли, исполнительница главной роли, предлагают монтажнице Вере Поповой перемонтировать фильм в духе новых веяний. Кроме того, в фильм включают хронику революционных событий в Петрограде и доснимают несколько игровых сцен с волнениями рабочих. Частью любовных линий приходится пожертвовать. Лента теперь позиционируется как «социальная драма» и выходит практически одновременно с фильмами «Революционер», «Под гнетом власти монарха», «В борьбе обретешь ты право свое». Отзывы на «Набат» были неоднозначными. Хотя рецензии отмечают «царственнограндиозные» декорации, они кажутся слишком бутафорскими и нереалистичными, а сцены рабочего движения — подклеенными «неизвестно зачем». Зато очень хвалят актерскую работу, в частности Веру Каралли: она «дает <…> интересный и благородный образ» (Проэктор. 1917. № 7−8), «очень трогательна и в нужных местах эффектна» (Артист и зритель. 1917. № 2).

Реставрация Госфильмофонда приурочена к юбилею Веры Алексеевны Каралли: в 2024 году исполняется 135 лет со дня ее рождения. Осуществлены не только цифровая реставрация изображения (чистка и стабилизация, устранение перепадов цвета, пятен и мерцаний), но и научная реконструкция. Установлен верный порядок сцен, и, самое главное, по либретто и литературному первоисточнику восстановлены интертитры.
Читать далее...
Скорый выход «монопольной картины: драмы из современной русской жизни» громко анонсируется на страницах журналов «Вестник кинематографии», «Пегас», «Кине-журнал». Казалось бы, новинку ждет безусловный успех. Однако… фильм не выходит на экраны. Режиссер счел, что результат вышел «засушенным», растянутым и скучным, и по его просьбе картина ложится на полку. Спасла «Набат» Февральская революция. «Отпадают цензурные стеснения» (Сине-фоно. 1917. № 13−14) и становится возможным, в том числе показывать революционное движение. А один из главных героев — социалист. Антонина Николаевна Ханжонкова, совладелица фабрики, и Вера Каралли, исполнительница главной роли, предлагают монтажнице Вере Поповой перемонтировать фильм в духе новых веяний. Кроме того, в фильм включают хронику революционных событий в Петрограде и доснимают несколько игровых сцен с волнениями рабочих. Частью любовных линий приходится пожертвовать. Лента теперь позиционируется как «социальная драма» и выходит практически одновременно с фильмами «Революционер», «Под гнетом власти монарха», «В борьбе обретешь ты право свое». Отзывы на «Набат» были неоднозначными. Хотя рецензии отмечают «царственнограндиозные» декорации, они кажутся слишком бутафорскими и нереалистичными, а сцены рабочего движения — подклеенными «неизвестно зачем». Зато очень хвалят актерскую работу, в частности Веру Каралли: она «дает <…> интересный и благородный образ» (Проэктор. 1917. № 7−8), «очень трогательна и в нужных местах эффектна» (Артист и зритель. 1917. № 2).

Реставрация Госфильмофонда приурочена к юбилею Веры Алексеевны Каралли: в 2024 году исполняется 135 лет со дня ее рождения. Осуществлены не только цифровая реставрация изображения (чистка и стабилизация, устранение перепадов цвета, пятен и мерцаний), но и научная реконструкция. Установлен верный порядок сцен, и, самое главное, по либретто и литературному первоисточнику восстановлены интертитры.

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Российская империя, А/о «А. Ханжонков и К°»
1917, 110 мин
Режиссер: Евгений Бауэр