IV МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
Киностолица:
МОСКВА
Сергей Лаврентьев
программный директор IV ММФАФ,
куратор программы
Произнесешь «Москва в кино» — и тут же перед глазами кадры из великих хуциевских лент «Застава Ильича» (1961) и «Июльский дождь» (1966). А еще — трепетная и трогательная до слез лирическая история Данелии, Шпаликова и Юсова, Локтева и Михалкова «Я шагаю по Москве» … но этих лент не будет в нашей программе. Не будет и забавной «запрещенки» Медведкина «Новая Москва», которая, хоть и не выходила официально на советские экраны, но в «Иллюзионе» показывается очень часто.

Мы постарались показать наш город через киноленты, которые либо никогда большинство зрителей не видело, либо они прочно забылись.
Читать далее...
«В добрый час!» Виктора Эйсымонта. 1956 год. Пьеса Розова. Столичная архитектура еще сталинская, но уже какая-то «подобревшая», Улицы залиты светом и радостным ощущением прекрасной жизни, в которой Добро побеждает Зло.
«Человек ниоткуда» (1961) стоит в рязановском творчестве особняком. Гнев главного идеолога Суслова и ядовитые куплеты артистов эстрады Рудакова и Нечаева сделали свое дело. Ленту не запретили, но «задвинули» в прокате так, чтобы ее посмотрело как можно меньше народа. Меж тем, Москва в фильме едва ли не научно-фантастическая, и даже реально снятые новые проспекты и дома смотрятся будто декорации Города Будущего. Ведь именно в 1961-м товарищ Хрущев обещал нынешнему поколению советских людей жизнь при коммунизме!

«Зеленый огонек» (1965) Карелова возвращает на грешную землю. Восторгов и радужных надежд уже немного, но есть уверенность, что замечательный молодой таксист, ездящий по московским улицам, победит в моральной схватке с «пережитками прошлого». Семидесятые. Начало новой эпохи. Жители страны Советов продолжают любить Москву. Однако обещания скорого коммунизма уже забыты, и для подавляющего большинства советских людей считается большим счастьем оказаться «В Москве проездом» (1970, режиссер Гурин).

Абдрашитовский «Поворот» (1978) как-то «потерялся» между «Словом для защиты» и «Охотой на лис» (которая, впрочем, тоже «потерялась» по воле тогдашнего начальства). Но интересно, как Москва с теми же улицами и зданиями выглядит здесь неприветливо и враждебно. Неуютные подъезды, мастерские под мостами… и даже ресторан «Националь» становится местом, где происходит страшная кульминация отношений главных героев. Меж тем, уже через семь лет в ленте Вознесенского «Внимание! Всем постам…» (1985) замечательный, честный и абсолютно непафосный милиционер (в исполнении младшего Ростоцкого) скажет, что пришел в милицию работать. И Москва, которую он оберегает, показана именно, как рабочее место. И удивятся зрители — окажется, что улица Царева названа не в честь знаменитого артиста Малого театра…

Но, недолго доведется трудиться в работающей столице хорошему парню в синей форме. В начале девяностых неутомимый Эльдар Александрович вновь мило и славно посмеется и над нами, и над городом нашим, и над московской историей в фильмах с советскими надеждами и разочарованиями. Расскажет опять забавную историю любви. Девушку без адреса искать в большом городе уже будет не нужно, а вот судьба свою иронию продемонстрирует уже в самом названии ленты — «Привет, дуралеи!»
Читать далее...
«В добрый час!» Виктора Эйсымонта. 1956 год. Пьеса Розова. Столичная архитектура еще сталинская, но уже какая-то «подобревшая», Улицы залиты светом и радостным ощущением прекрасной жизни, в которой Добро побеждает Зло.

«Человек ниоткуда» (1961) стоит в рязановском творчестве особняком. Гнев главного идеолога Суслова и ядовитые куплеты артистов эстрады Рудакова и Нечаева сделали свое дело. Ленту не запретили, но «задвинули» в прокате так, чтобы ее посмотрело как можно меньше народа. Меж тем, Москва в фильме едва ли не научно-фантастическая, и даже реально снятые новые проспекты и дома смотрятся будто декорации Города Будущего. Ведь именно в 1961-м товарищ Хрущев обещал нынешнему поколению советских людей жизнь при коммунизме!

«Зеленый огонек» (1965) Карелова возвращает на грешную землю. Восторгов и радужных надежд уже немного, но есть уверенность, что замечательный молодой таксист, ездящий по московским улицам, победит в моральной схватке с «пережитками прошлого». Семидесятые. Начало новой эпохи. Жители страны Советов продолжают любить Москву. Однако обещания скорого коммунизма уже забыты, и для подавляющего большинства советских людей считается большим счастьем оказаться «В Москве проездом» (1970, режиссер Гурин).

Абдрашитовский «Поворот» (1978) как-то «потерялся» между «Словом для защиты» и «Охотой на лис» (которая, впрочем, тоже «потерялась» по воле тогдашнего начальства). Но интересно, как Москва с теми же улицами и зданиями выглядит здесь неприветливо и враждебно. Неуютные подъезды, мастерские под мостами… и даже ресторан «Националь» становится местом, где происходит страшная кульминация отношений главных героев. Меж тем, уже через семь лет в ленте Вознесенского «Внимание! Всем постам…» (1985) замечательный, честный и абсолютно непафосный милиционер (в исполнении младшего Ростоцкого) скажет, что пришел в милицию работать. И Москва, которую он оберегает, показана именно, как рабочее место. И удивятся зрители — окажется, что улица Царева названа не в честь знаменитого артиста Малого театра…

Но, недолго доведется трудиться в работающей столице хорошему парню в синей форме. В начале девяностых неутомимый Эльдар Александрович вновь мило и славно посмеется и над нами, и над городом нашим, и над московской историей в фильмах с советскими надеждами и разочарованиями. Расскажет опять забавную историю любви. Девушку без адреса искать в большом городе уже будет не нужно, а вот судьба свою иронию продемонстрирует уже в самом названии ленты — «Привет, дуралеи!»

СССР, Московская киностудия художественных фильмов имени М. Горького
1956, 96 мин
Режиссер: Виктор Эйсымонт
СССР, Мосфильм
1964, 73 мин
Режиссер: Виллен Азаров
СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
1985, 81 мин
Режиссер: Игорь Вознесенский
СССР, «Мосфильм»
1961, 81 мин
Режиссер: Эльдар Рязанов
СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
1970, 80 мин
Режиссер: Илья Гурин
СССР, «Мосфильм»
1978, 109 мин
Режиссер: Вадим Абдрашитов
Россия, «Мосфильм», «Луч»
1996, 116 мин
Режиссер: Эльдар Рязанов