III МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ПОЧИН
СССР, Свердловская киностудия
1983 г.
Автор сценария: Леонид Гуревич
Режиссер: Борис Кустов
Оператор: Владимир Голощапов
Звукооператор: Анатолий Громов
Иван Данилович Самойлов, основатель Нижнесинячихинского народного музея уральской народной живописи, и его жена Анна Ивановна рассказывают о своем жизненном пути, показывают переданную музею коллекцию, церковь в селе, отреставрированную по почину Ивана Даниловича. Иван Даниилович просит пожилую крестьянку продать ему избу XVII века. В храме поет хор мальчиков.

Борис Валентинович Кустов (1950−2013) был одним из ведущих режиссеров Свердловской киностудии, подлинным кинолетописцем Урала. Он окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Леонида Косматова и Валерия Гинзбурга), работал на Западно-Сибирской студии кинохроники в Новосибирске, а в 1977 пришел режиссером-оператором на Свердловскую киностудию. Сначала принимал участие в работе над выпусками киножурнала «Советский Урал», а через пару лет приступил к съемкам документальных лент.
У Кустова был настоящий талант находить интересных героев для своих сюжетов — порядочных, честных, созидателей, спокойно и настойчиво меняющих мир вокруг себя к лучшему, или людей, просто добрых, обладающих чувством собственного достоинства.
Особенно удавались режиссеру фильмы-портреты. Один из них — «Почин», документальная зарисовка об Иване Даниловиче Самойлове, создателе Нижне-синячихинского народного музея уральской народной живописи (ныне Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова). Это рассказ о том самом праведнике, без которого н стоит земля. Показан Иван Данилович не только как бережный хранитель наследия прошлого, но и просто как очень хороший человек. Очень трогательны в фильме отношения мужа и жены Самойловых: «вот я тридцать семь лет с ней уже живу, знаю, что она человек хороший, но все еще вот ее кармашки, все еще душевные, я еще ведь не открыл ведь».
Показательно само название фильма: «почин» здесь не «ленинский почин» или, как в раннем фильме Кустова «Линия связи», не «всесоюзный почин „Пятилетнее задание меньшим составом“». Теперь это рассказ о том самом праведнике, без которого не стоит земля, о подвижнике, тридцать лет собиравшего коллекцию народного творчества, на собственные средства организовавшего реставрацию разрушенной церкви, создавшего уникальный музей. Борис Кустов рассказывал корреспонденту газеты «Вечерний Свердловск»: «Самойлов в храме создал музей. Но храм — это здание, предназначенное не только для лицезрения, но и для звучания. Когда в храме звучит музыка — он оживает. И я специально привез сюда хор мальчиков, мне хотелось услышать, как будет звучать храм, оживить его. И надо было видеть глаза Ивана Даниловича, полные слез, его реакцию на простые слова песни: „Вижу чудное приволье, / Вижу нивы и поля, / Это русское раздолье, / Это родина моя“».
Для реставраторов Госфильмофонда России главную трудность при восстановлении фильма вызвала цветокоррекция: внутри планов были сильные перепады света и цвета, по пленке шли крупные прозрачные зеленые пятна. В итоговом варианте эти проблемы удалось устранить.
РАСПИСАНИЕ

4 февраля 2024, воскресенье
16:00
Уральский киносказ: 80 лет Свердловской киностудии.
Сеанс 2

И взмах послушного крыла (1988)
Цифровой носитель, 20 мин.

Почин (1983)
Цифровой носитель, 10 мин.

Тот, кто с песней (1988)
Цифровой носитель, 25 мин.

16+

Показ представит киновед, научный сотрудник Госфильмофонда Александра Устюжанина.
Калининград
Кинотеатр «Заря»