Инженеры-энтузиасты запускают «махолеты» — летательные устройства, сконструированные по принципу «машущего полета». Насекомые порхают над цветами и травами. Отпечаток крыла бабочки, которому 270 миллионов лет. Коллекция бабочек за стеклом витрины. Макросъемка насекомых в полете. Макросъемка крыла насекомого. Энтомолог за сканирующим электронным микроскопом изучает микроструктуру крыла насекомых. На воде плывет крылатая модель, созданная по принципу «машущего крыла». Доктор биологических наук А. К. Бродский, сотрудник кафедры энтомологии Ленинградского университета, закрепляет бабочку перед прибором и исследует ее полет в луче лазера. Кандидат биологических наук О.М. Бочарова-Месснер рассказывает об особенностях летательного аппарата насекомых, перспективных для использования в технике. Дельтоланерист парит над землей.
Научно-популярный фильм «И взмах послушного крыла» проводит параллели между чудесами микромира и Научно-популярный фильм «И взмах послушного крыла» проводит параллели между чудесами микромира и современной техникой. Фильм рассказывает, чем исследования принципов работы крыльев насекомых могут быть полезны при конструировании летательных аппаратов. Он необычайно красив, несмотря на, казалось бы, сугубо техническую тематику. Виртуозно снято движение крыльев бабочек в полете. В замедленной макросъемке мы видим, как бабочка хлопает крыльями, чтобы увеличить подъемную силу и маневрировать — под потоками воздуха крылья плавно движутся, меняя форму. Если при взлете самолета вихревые потоки мешают полету, то у бабочек все иначе — воздушные вихри способствуют появлению дополнительной подъемной и тяговой силы. Изобретатели не раз пытались сконструировать называемые «махолеты» с крыльями, подобными крыльям птиц и насекомых. Пока создание полноценного подобного аппарата остается скорее утопией, но все равно, завершающие слова фильма — «мечта о свободном полете живет».
Режиссеры фильма — семейная пара, Леонид Рымаренко и Вера Волянская — одни из основоположников уральской школы научно-популярного кино. Как рассказывает их внук Дмитрий Шеваров, со времени Оттепели «их фамилии произносились теперь вместе — как принадлежащие одному человеку: „Рымаренко-Волянская“. Для знающих людей это был знак качества». Леонид Рымаренко был по образованию живописец и график, что, как вспоминал его друг и коллега, сценарист Леонид Гуревич, позволяло паре придавать фильмам «некое особое изящество». «…На студии стала притчей во языцех рымаренковская требовательность <…>. Тут будет проработано все: цвет, свет, фон, движение камеры, выбор оптики» — пишет историк уральского кино Наталья Кириллова. Фильмы Рымаренко и Волянской называли «экологическими. Короткометражный фильм «И взмах послушного крыла» — пример их внимательного, заинтересованного взгляда на природу.
Сохранился рассказ кинооператора Владимира Путинцева о съемках картины: «Приходилось применять разные виды съемок, в том числе и ускоренную. Использовать специальную кинокамеру с непрерывным ходом пленки, что позволяло снимать в две тысячи раз быстрее, чем обычной камерой. Движение объект на экране замедляется при этом в две тысячи раз, вот и получался уникальный балет бабочек. Бабочки так плавно махали крыльями, что казалось, они плывут в танце, и были видны все фазы работы крыльев. Кроме бабочек, мы снимали и саранчу, и летающих тараканов. В основном насекомых нам поставляли научные институты, в которых мы снимали, а вот бабочек приходилось ловить самым обычным сачком в скверах и парках».
Реставрация этого небольшого фильма оказалась непростым делом. Дырки и царапины на пленке были тем, что реставраторы называют «стандартной грязью». Кроме того, изображение было часто нестабильно и расфокусировано. Но, как рассказывает начальник отдела цифровой реставрации звука и изображения Ильдар Якубов, главной сложностью оказалась цветокоррекция: пленка выцвела, стала очень бледной. Негатив ушел в синеву. У реставраторов не было понимания, какой цвет имело изображение изначально. Так как получить консультацию у режиссеров и оператора фильма было уже невозможно, решено было обратиться к позитивной копии фильма, несмотря на то что она тоже пострадала от времени, приобретя красноватый оттенок. Сопоставив все имеющиеся материалы, цифровые реставраторы Госфильмофонда вернули фильму правильные яркость, цветность, контрастность.