III МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ГОСПОЖА ТУНДРА
СССР, Красноярское творческое объединение — филиал Свердловской киностудии
1986 г.
21 мин.
Автор сценария: А. Михайлов
Режиссер: Сергей Мирошниченко
Операторы: Евгений Смирнов, Юрий Ермолин
Над фильмом работали: А. Калашников, А. Сорокин, И. Ляшенко
Стадо оленей бежит по зимней тундре. Писатель Алитет Немтушкин рассказывает о значении оленей для севера. Охота на волков с вертолета. Охотник-промысловик Ю. Дорофиенко говорит о «тундре-кормилице». Непотревоженные звери и птицы в тундре. Олени переплывают реку. Тень самолета ложится на бегущее по летней тундре стадо оленей. Отстрел переплывающих реку оленей. Директор госпромхоза «Таймырский» С. Линейцев говорит о сложностях планирования оленепромыслого хозяйства. Биолог Ф. Штильмарк заявляет о ненужной жестокости отстрелов и нецелесообразности этого метода. Ветере вздымает песок над заброшенными бочками в пустыне. Дикие животные убегают от вертолета. Моторная лодка идет по реке, подплывая к плывущим оленям.

В середине 1980-х годов молодой режиссер Сергей Мирошниченко приходит на «Свердловскую киностудию». Уроженец Челябинска, с восьмого класса снимавший мир на 16-миллиметровую камеру «Красногорск», выпускник мастерской документального кино и телевидения Александра Кочеткова, Сергей отправлен в Свердловск, как он будет позже вспоминать, «на перевоспитание». Мирошниченко снял дипломную работу о шестидесятниках, утрачивающих веру в коммунистическую идею — картину обвинили в «сюрреалистичности», а студента отправили от греха подальше за Урал. Но именно на Свердловской киностудии Сергей Мирошниченко смог найти себя как режиссера
Госфильмофонд России отреставрировал одну из самых известных работ Сергея Мирошниченко его «свердловского» периода — «Госпожу Тундру» (1986). Это фильм об отстреле волков и диких оленей на Таймыре. При этом, массовое убийство животных было не делом рук браконьеров, а официальной частью производственного плана. Так как из-за деятельности человека место выпаса оленей радикально сократилось, институт охраны природы решил для решения проблемы отстреливать часть стада, и от рук человека в год стало погибать до 100 тысяч животных. Когда картину поехали сдавать в Госкино СССР, то руководитель управления по производству документальных фильмов Анатолий Проценко назвал ее «антисоветской пропагандой». Однако уже началась Перестройка, и молодому режиссеру удалось доказать правдивость показанного и добиться выпуска картины. Мало того, фильм попал к режиссеру Элему Климову, в том момент недавно возглавившему Союз кинематографистов СССР, и он отправил картину на Международный фестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузен, Германия, где «Госпожа Тундра» получила Гран-При.
В фильме почти не используется музыкальная подложка, зритель слышит подлинные звуки тундры: крики животных, гул ветра, посвисты птиц. Маленькие оленята трогательно подрагивают на тонких ножках, прячутся в траве куропатки, мохнатыми горами степенно шагают зубры. А вот когда к животным приближается человек, камера отступает назад — и оказывается, что по заснеженному лесу, по разлившейся реке, по зеленой тундре животные от человека бегут, превращаясь в затравленные существа. Их накрывает тень вертолета, настигают охотничьи лодки, бьют ружья. Это далеко от романтического севера человека-хозяина природы. Впрочем, романтики в фильме тоже есть: эвенкийский писатель Алитет Немтушкин, охотник-промысловик Дорофиенко. Даже из совсем кратких интервью рисуется картина жизни, непривычная обычному человеку: «пыжики» (новорождённые оленята), «важенки» (беременные оленихи), «хорошая рабочая погода: минус 40−33, дует ветерок», на пространстве в 200 километров не найдешь людей, кроме охотника и его жены. Но все-таки главный герой фильма — это она, госпожа Тундра, как величает ее охотник. Безграничная, богатая, гордая — и страдающая от человека.
Для реставраторов Госфильмофонда восстановление картины было делом сложным не только с технической, но и психологической стороны — они были вынуждены провести немало времени с кадрами убийства животных. Как рассказывает Адиля Хубутдинова, главный специалист по реставрации и цветокоррекции ГФФ, цвет отсканированной пленки уходил в зеленые тона, изображение было недостаточно четко и контрастно, мелко подрагивало и мерцало. На пленке было много мелкой пыли и ворсинок. Специалистам Госфильмофонда за месяц работы над фильмом удалось устранить все эти недостатки.
РАСПИСАНИЕ

8 октября, воскресенье
13:15
Уральский киносказ: 80 лет Свердловской киностудии.
Сеанс 2

Госпожа тундра (1986)
Цифровой носитель, 21 мин.

И взмах послушного крыла (1988)
Цифровой носитель, 20 мин.

Почин (1983)
Цифровой носитель, 10 мин.

18+

Показ представит научная сотрудница Госфильмофонда Александра Устюжанина.
Кинотеатр
«Зотов.Кино»