Российская Империя, Акц. о-во «А. Ханжонков и К°», 1914–1915 гг., 1-я серия – 5 ч., 1075 м (копия ГФФ – 3-я,4-я,5-я ч., 762 м, 20 к/с, 34 мин.), ВЭ 28.IV.1914; 2-я серия – 5 ч., 1350 м (копия ГФФ – 1391 м, 20 к/с, 58 мин.), ВЭ 3.XI.1915.
Автор сценария: Александр Вознесенский
Режиссер: Петр Чардынин
Оператор: Борис Завелев
В ролях: Вера Юренева (Анна Бецкая, врач), Иван Мозжухин (Николай, первый муж Анны), Витольд Полонский (Бравич, второй муж Анны), Мария Морская (Юзя, официантка), Прасковья Максимова (мать Юзи), Александр Вырубов (профессор).
1-я серия. Анна Бецкая – известный практикующий врач. Ее приемная с утра до вечера полна посетителей. После тяжелого рабочего дня она отдыхает дома с мужем, Николаем. Приходит встревоженный мужчина и уговаривает срочно оказать помощь его жене. Анна уезжает. Скучающий Николай идет развлечься в ресторан, где знакомится с официанткой Юзей. У них завязываются отношения. Спустя год Юзя рожает ребенка, после родов возникают осложнения. Врачи настоятельно рекомендуют обратиться за консультацией к Бецкой. У постели Юзи Анна встречается с Николаем. Она узнает, кто отец ребенка, и, несмотря на сильное потрясение, помогает больной. Супруги расходятся, Анна настаивает, чтобы Николай жил с Юзей и их ребенком. Но мужчина не может забыть жену и просит о возобновлении совместной жизни. Бецкая отклоняет его просьбу. Отчаявшийся Николай стреляется.
2-я серия. Анна берет под покровительство любовницу покойного мужа, устраивает Юзю к себе помощницей по приему больных. Сама Анна так же занята практикой, готовится к защите диссертации, в свободное время встречается с профессором, который помогает ей. У Юзи спорное дело о наследстве. Анна находит для нее юриста, Бравича, который выигрывает дело, и Юзя уезжает в провинцию вести дела в полученном по наследству магазине. Анна выходит замуж за Бравича, у них рождается ребенок. Но вскоре женщина понимает, насколько у них с мужем «разные миры». Он играет в карты, часто проигрывает, не стыдясь, просит у нее деньги для отыгрышей. Анна разочаровывается в Бравиче и уходит от него. Она продолжает с полной отдачей заниматься исследованиями вместе с ее добрым другом профессором.
1914 год в раннем русском кино был ознаменован не столько началом выпуска фильмов на военную тематику (впрочем, по оценкам современников, весьма слабых в художественном отношении), сколько ярко выраженным уходом от архаического стиля и обращением к проблематике современной жизни. Теперь снимали значительно меньше сюжетов на идейно-содержательные темы, режиссеры все чаще стали усложнять язык кино, искать новые методы съемки. Ранее стоящая задача – ровно установить кинокамеру и постараться, чтобы актеры не выходили за пределы кадра, уже не актуальна. Операторские решения становятся все более разнообразными, появляется внутрикадровый монтаж, применяются крупные и дальние планы, эксперименты со светом и тенью. Наиболее яркие в плане художественной выразительности в этот период – работы режиссеров Евгения Бауэра и Петра Чардынина.
Необычный для русского кино феминистский фильм «Женщина завтрашнего дня» был поставлен Чардыниным по сценарию Александра Вознесенского. Картина имела широкий общественный резонанс и вызвала полемику в печати: «Лента представляет собой интерес благодаря известной идейности, направленной в сторону феминизма, ее сюжета». «Не удовлетворила нас и идейная сторона картины. Почему автор считает свою героиню женщиной "завтрашнего дня"? Это просто хорошая, милая женщина даже не сегодняшнего, а вчерашнего прошлого». «Не хочется спорить, говорить о феминизме, суфражизме и прочих скучных материях, имея перед глазами живого, хорошего, милого человека». Вера Юренева, исполнительница главной роли врача Анны Бецкой больше известна как драматическая театральная актриса. За месяц до выхода фильма «Женщины завтрашнего дня» акционерное общество А. Ханжонкова выпустило в прокат картину «Слезы» (тоже по сценарию Александра Вознесенского, фильм не сохранился). Оба сценария были написаны им специально для его жены – Веры Юреневой.
Юренева не дает зрителю усомниться, что ее героиня сильная и самостоятельная женщина. Анна независима и ее нисколечко не смущает ее положение, которое, кстати, смущало Николая (Иван Мозжухин). Она востребована как практикующий врач, ее профессиональное мнение уважают коллеги-мужчины, она финансово обеспечивает и первого, и второго мужа. Подобную героиню ранее не видели на экране, да и в реальной жизни таких нечасто встретишь. Чего только стоит сцена из второй серии, когда Анна Бецкая приезжает к Бравичу, признается ему в любви и спрашивает, не хочет ли он, чтобы она стала его женой.
Вера Юренева уже снималась у Петра Чардынина в картине «Обрыв» (1913). Она с теплом вспоминала его простую и внешне спокойную манеру работы. Как и в «Обрыве», в «Женщине завтрашнего дня» Чардынин удачно использовал глубинное кадрирование. Стараясь передать всю грусть и остроту переживаний героини, камера долго и пристально следит за выражением глаз, фиксируя буквально переходящую из душевной в физическую боль, которую испытывает преданная жена. Этой сцене предшествует эпизод, в котором Анна Бецкая узнает об измене мужа. Юренева вспоминала, что сцену приходилось переснимать много раз: «Здесь у меня трудная, напряженная игра. В глубокой паузе, полной неподвижности, в одних только глазах должна отразиться, как бы пройти последовательная и очень сложная гамма чувств. <…> Оператор стоял, не шевелясь, у своего аппарата, насторожившись, чтобы не пропустить мгновения, когда в этой напряженной тишине, в глубочайшей сосредоточенности заговорят чувства, и надо подхватить их и запечатлеть».
Оператор фильма Борис Завелев довольно много и плодотворно работал с Евгением Бауэром, уделяя особое внимание вопросу освещения. По подсчетам оператора Юрия Желябужского из 58 картин, снятых Завелевым, 40 были поставлены Бауэром, а 11 Петром Чардыниным.
Сцена отчаяния героя Ивана Мозжухина благодаря использованию долгих панорамных планов держит зрителя в сильнейшем напряжении. Камера следит за мужчиной, сначала поднимающимся, через мгновение спускающимся по ступенькам, смена кадра и движение влево – он смотрит в окно, горизонтальное панорамирование смещает план вправо – неуверенные шаги уводят пошатывающегося героя от дома, он достает пистолет и стреляется.
При этом мужья в исполнении Ивана Мозжухина и Витольда Полонского, как это обычно бывает – полные противоположности женским персонажам. Оба несчастны в семейной жизни, они проявляют слабость и вызывают жалость. В итоге один – стреляется, другой, захваченный азартом, предпочитает проводить время за карточным столом. Для Витольда Полонского это была одна из первых ролей в кино. И, если Мозжухин уже зарекомендовал себя как талантливый драматический актер, то Полонского еще некоторое время считали актером «фрачного» амплуа – актером, умеющим лишь хорошо носить фрак.
Современная тема «новой женщины», поднятая в фильме, не имела продолжения в раннем русском кино. Женщине все так же отводилась роль слабой спутницы мужчины, зависимой от него. Одна из немногих попыток «наградить» женщину собственной волей была предпринята опять же сценаристом Вознесенским в фильме «Товарищ Елена» (1917), где главную роль революционерки, конечно же, исполнила Вера Юренева.
Ольга Деревянкина