II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ЗАКОН И ДОЛГ (амок)
СССР, 1927 г. (Москва).

Автор сценария и режиссер: Константин (Котэ) Марджанишвили (Марджанов)
СССР, Госкинпром Грузии, 1927 г., ч/б, немой, 6 ч., 1950 м (копия ГФФ – 1740 м, 85 мин.), ВЭ 4.X.1927 (Тифлис), 24.II.1928 (Москва).

Автор сценария и режиссер: Константин (Котэ) Марджанишвили (Марджанов)
Оператор: Сергей Забозлаев
Художник: Валериан Сидамон-Эристави (Сидамон-Эристов)
В ролях: Александр Имедашвили (врач), Нато Вачнадзе (белая дама), Сико Палавандишвили (индус), Кетеван Тархан-Моурави (девушка), Валериан Гуниа (муж).

По мотивам новеллы Стефана Цвейга «Амок».
Врач, работающий в одной из азиатских колоний Британской империи, из-за неудовлетворенности жизнью уходит в алкоголь и наркотики, но при этом добросовестно ведет прием и лечит местное население. Однажды к нему приходит жена богатого европейца и просит о помощи: в отсутствие мужа она забеременела от любовника-туземца. Доктор требует, чтобы в благодарность женщина отдалась ему, оскорбленная, она уходит. Мучаясь угрызениями совести, врач находит ее, но поздно – она умирает у него на руках после тайного аборта, проведенного в антисанитарных условиях. Муж умершей не верит фальшивому диагнозу и везет тело жены на вскрытие в Европу. Верный обещанию хранить тайну умершей, доктор сталкивает гроб с ее телом в море и сам бросается за ним.

Вышедшая в Грузии уже в период свертывания советской властью «новой экономической политики» мелодрама «Закон и долг» все еще воплощала ту активно критиковавшуюся «буржуазность», которую эта политика вернула в советское общество вместе с элементами капиталистической экономики. В данном случае этому воплощению способствовали технические возможности грузинского кинопроизводства и некоторая отдаленность грузинского варианта советской культуры от основных центров тогдашних идеологических дебатов.
Режиссером фильма стал Константин Марджанишвили, до революции – актер, а затем – режиссер в театрах Российской империи, в том числе в Московском Художественном театре. В советский период Марджанишвили продолжил работу в театре (драматическом и оперном), а также осуществил несколько кинематографических постановок – первый его фильм вышел еще в 1916 году. «Закон и долг» был третьим.
Поставленный по новелле «Амок» – популярного в СССР австрийского писателя Стефана Цвейга – «Закон и долг» стал одним из нескольких вышедших в грузинском кино того времени фильмов на зарубежные темы. Сам Марджанишвили в 1928 году экранизировал «Овод» англо-американской писательницы Этель Лилиан Войнич, а годом позже – «Трубку коммунара», рассказ Ильи Эренбурга на тему Парижской коммуны. В отличие от этих двух романтизировавших революционную деятельность картин, «Закон и долг» более откровенно следовал законам «буржуазной» мелодрамы и, возможно, соотносился с опытом работы режиссера в оперном жанре. «Оперность» фильма проявляется в попытке свойственного опере синтеза камерного конфликта с эпическими темами, в данном случае – расизма и колониализма.
Первые эпизоды не сулили глубину в исследовании этих тем: сцены эксплуатации туземного населения безвкусно гротескны, демонстрируя, как далек этот материал от создателей фильма. Однако после пролога он обретает стилистическую целостность, обусловленную, в том числе, несомненным знанием немецкого киноэкспрессионизма – доминирует «сумеречная» тональность, Марджанишвили и оператор Забозлаев систематически прибегают к экспериментам со спецэффектами для передачи психологических кризисов главного персонажа, складывающихся в то крайнее, сумеречное состояние человеческой души, которое выражается понятием «амок».
Актерская игра в «Законе и долге» соответствует избранному его создателями принципу мелодраматической экспрессии. Тем не менее, исполнитель роли антигероя, мастер психологического реализма Александр Имедашвили убедительно воплощает душевные метания доктора, точно переданные также и посредством крупных планов, создающих цвейговский образ «иссиня-бледного лица со сверкающими стеклами очков». По контрасту с этой детализированной актерской игрой присутствие в кадре звезды грузинского кинематографа Нато Вачнадзе неожиданно ограниченно. Характерно, что после появления актрисы на экране ее лицо мучительно долго скрывается под вуалью, как бы отдаляя ее от заложенной в роли мелодраматической схемы. А вот образы главных туземных персонажей в «Законе и долге» открыто мелодраматичны, во многом неловко продолжая заданные в начале фильма псевдоэтнические клише.
«Закон и долг» – живописный пример эклектичного увлекательного и талантливого зрелища, не всегда удачного, но изобретательного (как в случаях стилизованной роскоши «западных» интерьеров или изображающих далекую экзотическую страну курортных кавказских пейзажей с их чайными плантациями и высокими морскими берегами).

Сергей Каптерев