ЯРОСЛАВСКАЯ КИНОФАБРИКА ГРИГОРИЯ ЛИБКЕНА. СЕАНС 3.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКРАНИЗАЦИИ И ОРИГИНАЛЬНЫЙ БУЛЬВАРНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Российская империя, Акционерное общество «Г.И. Либкин»,
1916 г.
ч/б, немой, 5 ч., 1600 м, (копия ГФФ – 3 ч., 943 м, 18 к/с, 46 мин.)
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссер: Сигизмунд Веселовский
Оператор: Петр Мосягин
Художники: Петр Мосягин, И. Смирнов
В ролях: Наталья Атальская (Анна Иоанновна), Николай Римский (Бирон), Сергей Гладков (Волынский), Мариэтта Петини (Мариорица Лелемико), Ольга Андросова (цыганка Мариула, мать Мариорицы), Виктор Зимовой (шут Кульковский), Екатерина Степанова (барская барыня), Виктор Суворов (Зуда, секретарь Волынского), Рокко Эспаньоли (Эйхлер).
Российская империя, Торговый дом «Г.И. Либкен, А.Я. Брайген и К°», 1916 г., ч/б, немой, 4 ч., 1350 м (копия ГФФ – 3 ч., 430,5 м, 18 к/с, 21 мин.)
Автор сценария: Ипполит Рапгоф
Режиссер: Сигизмунд Веселовский
Оператор и художник: Петр Мосягин
В ролях: Сергей Гладков (Хапунов), Антонина Бутлер-Рутковская (Елена, дочь Хапунова), Рокко Эспаньоли (Милорадов), Виктор Сатин (Черошкин, «биржевой заяц» – неприсяжный маклер), Григорий Либкен (купец в сцене делового спора за столом).
Российская империя,
1916 г.
Российская империя, 1916 г.
Российская империя,
1916 г.
По мотивам романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом».
При дворе императрицы Анны Иоанновны кабинет-министр Волынский противостоит «немецкому засилью» во главе с Бироном. Участницей интриг становится молдаванская княжна Мариорица, любимица государыни и возлюбленная Волынского. Мариула приносит Мариорице любовное письмо от Волынского. На Святки в дом Волынского приходят ряженые, которые оказываются сторонниками Бирона, Волынский велит слугам прогнать незваных гостей. Слуги Бирона стаскивают с саней труп малороссиянина, убитого по приказу Бирона, но пугаются неожиданно появившегося Зуды и бросают тело. Мариорица передает императрице документы, компрометирующие Бирона. По распоряжению императрицы Волынский строит Ледяной дом и устраивает праздник со свадьбой шута Кульковского и барской барыни. После праздника в Ледяном доме Анна Иоанновна отправляет Бирона в отставку и принимает решение о браке Волынского и Мариорицы. Мариорица узнает о том, что Волынский уже женат, а она дочь простой цыганки и не может стать женой дворянина. Мариорица принимает яд и умирает. Императрица возвращает из ссылки Бирона. Волынского арестовывают и казнят.
Зимой 1915-1916 года в Ярославле на кинофабрике за Романовской заставой происходили съемки боевика «Ледяной дом». Роман Лажечникова входил в круг чтения нескольких поколений российских читателей всех сословий, поэтому Либкен имел основания рассчитывать на успех экранизации у зрителей, хорошо знакомых со сложными переплетениями сюжетных линий и множеством персонажей. «Ледяной дом» – еще одна совместная постановка режиссера Веселовского, сценариста Мартова и художника и оператора Мосягина. Видимо, роль Бирона для Н.А. Римского стала последней на ярославской кинофабрике, артист делал попытки уйти от Либкена еще осенью 1915 года, вслед за А.И. Бек-Назаровым. С.П. Гладков, сыгравший кабинет-министра Волынского, с 1916 года сделался ведущим актером ярославского киноателье.
Съемки картины шли с размахом – большая массовка, костюмы из столичных костюмерных, львы из гастролирующего зверинца (кадры с ними не сохранились) и специально построенный ледяной дворец. Все это привлекало толпу зевак на съемочную площадку – один из съемочных дней был описан в фельетоне «У "ледяного дома" (с натуры)», опубликованном в ярославской газете «Голос» и перепечатанном в «Экране России». В коллекции Мосягина сохранились фотоматериалы к этому фильму и снимки съемочной команды и детей, позирующих у ледяного дворца.
Когда в декабре 1916 г. фильм вышел на экраны, «Кине-журнал» выпустил хвалебный отзыв, в котором предрек успех этой «красочной и увлекательной» ленте. «Проэктор» откликнулся на премьеру критикой: «Совершенно недостаточно одеть артистов в парики и камзолы, чтобы воссоздать эпоху Бирона; между тем дальше такого внешнего понимания задач инсценировки – картина не идет. Артисты одеты и загримированы соответственно эпохе и добросовестно изображают поручаемые им роли: Бирон все время коварен и жесток, заговорщики мрачны и таинственны, мать цыганки Мариорицы имеет зловещий и растрепанный вид и т.д. и т.д. Все – в подчеркнутом стиле аляповатого лубка, угловато намалеванного резкими красками, не знающего оттенков и полутонов…».
В Петрограде фильм обратил на себя внимание придворной цезуры из-за изображения императрицы Анны Иоанновны. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов писал в ответе министру Императорского двора: «...я считал бы вполне возможным допустить свободное обращение этой фильмы, но не в настоящее время, в виду усиленных толков и слухов, нередко волнующих народ, о недостаточно энергичной борьбе с немецким засильем». Однако, судя по столичным и провинциальным газетам, картина имела широкий прокат с декабря 1916 года.
В копии ГФФ сохранились подлинные надписи, в ряде случаев нарушен порядок сцен.
Ирина Зубатенко
Во время войны группа биржевиков и коммерсантов во главе с Хапуновым занимается спекуляциями. Хапунов дает благословение на брак своей дочери Елены с молодым купцом Милорадовым. Тот узнает о темных делах биржевика и рассказывает о них невесте. Прогнав сообщников отца, Елена умоляет его бросить спекуляции. Хапунова настигают муки совести. Полиция арестовывает его вместе с сообщниками.
Весной 1916 года фирма Либкена анонсировала несколько фильмов со злободневными сюжетами. Два из них, «Константинопольская трагедия» («Самоубийство наследника турецкого престола») и «Мародеры тыла», были поставлены по сценариям «бульварного» литератора Ипполита Павловича Рапгофа (псевдоним – граф Амори). В 1917–1918 годах Рапгоф стал ведущим сценаристом ярославского киноателье.
Рецензия на «Мародеров тыла» была напечатана в «Экране России», оценка автора вполне точна: «Злободневные сенсационные драмы, вызванные интересом текущего момента и поэтому наскоро поставленные и спешно разработанные, давно уже прочно укрепили за собой звание антихудожественных. К числу их относится и драма Г.И. Либкена "Мародеры тыла" <…> Сюжета нет – есть голая схема картин, в которых изображается и заговор мародеров, и осмотр ими баржей и складов, и сборище на бирже, и хвосты обывателей перед магазинами, и кутеж, и разгул, и – наконец, арест мародеров и раскаяние главаря их Хапунова, очутившегося в тюрьме. В эти животрепещущие рамки современности вкраплен слабый сюжет – о любви молодого купца "прогрессивных воззрений" Милорадова к дочери Хапунова, о его борьбе со спекулянтами и о разрыве дочери с отцом, когда она узнала о его роли в спекуляции. <…> Фотография средняя, местами даже неудачная».
В фильме ценны кадры, снятые на натуре в Ярославле. Артистка-любительница Антонина Ивановна Бутлер-Рутковская в роли Елены подъезжает на санках к Романовскому детскому приюту (ныне пр. Октября, 59 – за этим зданием находились павильоны ярославской кинофабрики), потом извозчик везет ее к дому Донцовых-Лопатиных (ныне ул. Большая Октябрьская, 44/60 – видна церковь Димитрия Солунского). На углу Дворянской и Мологской улиц (ныне пр. Октября и ул. Победы) у чайной лавки мещанки Е.А. Дуяновой разыграна ссора покупателей – зимой 1915–1916 года очереди за сахаром были обычным явлением в российских городах. Артист прорывается к двери через настоящий «хвост», а обыватели ему подыгрывают – и взрослые, и мальчишки. Этот уголок старого Ярославля был уничтожен артобстрелом в июле 1918 года при подавлении антисоветского восстания. Еще одна ярославская сцена в копии ГФФ находится в финале фильма, хотя по содержанию должна быть в начале – Хапунов с сообщником рассматривают баржи на Стрелке. В конце картины есть и московские виды: арестованную шайку спекулянтов ведут по Театральной площади рядом с гостиницей «Метрополь», в следующем кадре появляются здания Большого театра и универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ).
Фильм примечателен и эпизодическими ролями руководителей труппы: в сцене делового спора Либкен играет самого разгоряченного «мародера тыла», там же молодой брюнет с усами и бородой – это глава литературной части Борис Мартов, а на Театральной площади перед Большим театром на арестованных смотрит режиссер Сигизмунд Веселовский (на нем шапка-«пирожок» и шуба с большим воротником).
В конце копии ГФФ был определен фрагмент из другого фильма: артисты Аля Петини, И.И. Смирнов и Рокко Эспаньоли в картине «Хромой барин» (1915) режиссера Н.Н. Арбатова (Архипова).
Ирина Зубатенко
Российская империя, Акционерное общество «Г.И. Либкин», 1916 г., ч/б, немой, 6 ч., 1700 м (копия ГФФ – 6 ч., 902 м, 18 к/с, 44 мин.)
Автор сценария: Антоний Воротников
Режиссер: Сигизмунд Веселовский
Оператор и художник: Петр Мосягин
В ролях: Сергей Гладков (Яков, «человек из ресторана»), Мария Мартова (Наташа, дочь Якова), Николай Китаев (Коля, сын Якова), Екатерина Степанова (жена Якова), Владимир Ирлатов (жених Наташи).
По мотивам повести Ивана Шмелёва «Человек из ресторана».
Яков Софронович, «человек из ресторана», ссорится со своим квартирантом-пьяницей, который грозится донести в полицию на сына Якова, гимназиста Колю, за «политический разговор». Огорчения семье приносит и дочь Наташа, которая встречается на бульваре со своим поклонником. Коля сжигает хранившиеся у него листовки, в доме появляется полиция и арестовывает его, но ему удается сбежать. Наташа признается отцу в том, что у нее есть жених, и они с ним живут «как муж и жена, только по-граждански», отец вынужден дать согласие на их сожительство. «Человек из ресторана» ссорится с женихом дочери, который не хочет жениться на Наташе и не хочет ребенка, которого она должна родить. Дед нянчит внучку у себя дома. Неожиданно ему становится плохо, и он умирает около люльки с ребенком, а рядом плачет Наташа.
В марте 1916 г. на ярославскую кинофабрику был приглашен литератор и театральный режиссер Антоний Павлович Воротников. Воротников считался знатоком сцены и опытным театральным постановщиком. Это был его первый опыт в кино. О работе с ним на киносъемках в Ярославле вспоминала актриса Камерного театра А.Г. Коонен: «Воротников оказался культурным, вдумчивым режиссером, работать с ним было приятно. "Эльгу" он строил как романтическую трагедию. В "Черной шали" стремился выявить поэтическую ткань пушкинского стихотворения <...> Сценарий "Ваньки-Ключника" был довольно примитивен. Но образ молодой княгини представлял для меня интерес, прежде всего, потому, что это была совершенно новая для меня фактура. Я с удовольствием играла наивно-трогательные любовные сцены…». К сожалению, все эти фильмы утрачены. Единственная дошедшая до нас ярославская картина с участием Воротникова – это «Человек из ресторана», для которого он создал сценарий, адаптировав повесть И.С. Шмелёва (постановка С.Я. Веселовского).
Фильм сохранился не полностью. Сценарист бережно отнесся к тексту и допустил лишь одно отступление. Картина заканчивается «русским финалом» – «человек из ресторана» умирает на руках у дочери. Для артиста С.П. Гладкова роль Якова Софроновича стала лучшей – сдержанная манера игры, убедительно переданная осанка и походка пожилого человека, удачный грим. В ленте снимались артисты с разным опытом. Сына «человека из ресторана» сыграл студент Демидовского юридического лицея Николай Геннадьевич Китаев, а дочь – певица Мария Мартова из труппы Оперного театра С.И. Зимина (гастроли оперы с успехом прошли в Ярославле в марте 1916 года, вероятно, тогда было получено согласие на участие в съемках).
В фильме много ярославской натуры: отец мешает свиданию Наташи на Казанском бульваре, Коля ухаживает за барышней у фонтана рядом с губернской земской больницей, «человек из ресторана» выходит из дверей гостиницы «Бристоль», отец и сын прощаются в Медведицком овраге на набережной Волги.
Ирина Зубатенко