ЯРОСЛАВСКАЯ КИНОФАБРИКА ГРИГОРИЯ ЛИБКЕНА. СЕАНС 2.
ИСТОРИЧЕСКИЙ БОЕВИК И ФИЛЬМЫ ПЕСЕННОГО ЖАНРА
Российская империя, Торговый дом «Г.И. Либкен, А.Я. Брайген и К°»
1914 г.
ч/б, немой, 7 ч., 2500 м (копия ГФФ – 3 ч., 758,5 м, 18 к/с, 37 мин.)
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссер: Григорий Либкен
Операторы: Брицци, Циммерман
Художник: Петр Мосягин
В ролях: Владимир Поливанов (Степан Разин), кн. Ольга Оболенская (Настя, жена Разина), Рокко Эспаньоли (Фрол, брат Разина), кн. Чагодаева (персидская царевна Фатима), Григорий Либкен (Менеды-хан, отец персидской царевны), Екатерина Степанова (ведунья Алёна), Ярославцев (Семен Алатырец).
Российская империя, 1916 г.
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссер: Сигизмунд Веселовский
Российская империя, 1917 г.
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссеры: Е. Брайген (?), Петр Мосягин
Колокольчики-бубенчики звенят, простудушную рассказывают быль
Российская империя, 1914 г.
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссер: Григорий Либкен
На утесе сидит Стенька Разин, он решает попробовать свои силы в вольной казачьей жизни. С казаками устраивает набег на Персию и берет в плен персидскую царевну Фатиму. Астраханский воевода присылает Разину грамоту из Москвы – если станет жить мирно, будет ему прощение. Атаман соглашается и едет в Астрахань с богатыми дарами. В его отсутствие Семен Алатырец пытается овладеть Фатимой. На пиру решается судьба царевны. Разин убежден, что красота женщины ведет к гибели, и бросает Фатиму в Волгу. Семен Алатырец бросается вслед за ней и, вытащив на берег бездыханное тело царевны, клянется мстить атаману. К Разину приходит его законная жена Настя, но он прогоняет ее. Брат атамана Фрол рассказывает Насте об измене мужа. Раненого атамана пытается спасти ведунья Алёна, но Настя приводит в пещеру к ведунье стрельцов. Разина арестовывают и казнят.
В декабре 1913 года в объявлениях кинематографической конторы Г.И. Либкена появился анонс: «Готовится к постановке грандиозная картина с участием 3000 человек, 1000 лодок и барж, нечто небывалое в синематографии». Речь шла о постановке фильма «Стенька Разин». Реклама сообщала, что съемки проходили с апреля по август 1914 года «на подлинных исторических местах похождений знаменитого атамана», при участии массовки «до тысячи человек» (из войск местного гарнизона). Для волжских сцен было построено несколько стругов, а костюмы выписаны из костюмерной мастерской известного частного Оперного театра С.И. Зимина. В качестве декораций использовались здания бывшей Юбилейной показательной выставки за Романовской заставой в Ярославле. Этот небольшой деревянный городок из соединенных в кольцо нарядных павильонов в русском стиле был возведен по проекту выдающегося архитектора А.О. Таманяна к 300-летию Дома Романовых. Пустующие здания были выкуплены Либкеным в марте 1914 года для размещения своей кинофабрики – в «Стеньке Разине» мы видим их во время приезда атамана с дарами к астраханскому воеводе и сцене казни.
В рекламных материалах постановщиком был указан сам Либкен, но, скорее всего, такую масштабную картину не удалось бы создать без опытного режиссера (в тот момент на кинофабрике работал А.А. Аркатов). Со «Стеньки Разина» началось длительное сотрудничество Либкена и сценариста Б.И. Мартова (Кремлева). В популярный лубочный сюжет Мартов ввел дополнительных персонажей, среди которых важную роль играли ведунья Алёна и казачка Настя, покинутая жена Степана Разина. В своей версии истории об атамане и персидской княжне сценарист усилил мотив гибельной опасности любви к женщине – в фильме утрачена первая сцена с пророчеством ведуньи Алёны: «Но берегись тяжкого соблазна женщины. В нем погибель твоя и всего дела твоего!», после которого Разин бросил жену и отправился в поход. В итоге именно Настя погубила атамана, а не покорная царевна Фатима, готовая принять смерть от рук возлюбленного.
Главные роли в этом фильме сыграли театральный артист Владимир Владимирович Поливанов (Стенька Разин) и некая княжна Чагодаева (Фатима) – видимо, актриса-любительница, пока не удалось найти каких-либо сведений о ней. В роли Насти выступила артистка Московского Малого театра Ольга Дмитриевна Оболенская, до этого исполнившая роли Катерины в «Страшной мести» и Оксаны в «Ночи перед Рождеством» (Акц. о-во «А. Ханжонков и К°»).
Операторы Брицци и Циммерман работали при естественном свете – и в декорациях, и на натуре. Проплывающие по Волге струги снимали с палубы другого судна. Операторы продемонстрировали владение техническими приемами. Кадр с раздумьями Стеньки Разина о своей судьбе разделен на две части: в левой части предстают картины повешения какого-то казака и последнего обращения самого атамана к народу перед плахой, в правой – Разин в смятении от этих мыслей. В тюрьме погибшая княжна является ему в видениях – применена двойная экспозиция (зато эта же сцена – единственная, где художник-оформитель не стал выполнять реалистические декорации, а использовал рисованные).
Значительная часть сцен была разыграна на натуре в окрестностях Ярославля – в Полушкиной роще, на Верхнем острове, близ Норского посада (сейчас это давно утраченные виды). Заметка о премьере фильма, опубликованная в ярославском «Голосе», примечательна не только критикой, но и описанием реакции местных зрителей: «В "Художественном" электротеатре за последние дни шла картина "Стенька Разин", драма Г.И. Либкена. Пьеса привлекла внимание ярославской публики благодаря широкой рекламе, которой сопровождалась ее постановка. Сама драма слишком растянутая, местами смотрится не без интереса, но местами изрядно скучна. "Подлинные исторические места" в картине оказались хорошо знакомыми ярославцам окрестностями Ярославля: Верхний остров, лагери, деревня Зманово и т.п. Обстоятельство это вызвало протест части зрителей в виде письма в редакцию "Голоса", покрытого 34 подписями».
Историк М.Б. Рабинович вспоминал, как в детстве он смотрел этот фильм в могилевском кинотеатре «Чары», здесь же сохранилось свидетельство о вирировании картины: «Большое впечатление произвела "фильма" о Степане Разине – "Стеньке Разине", как его, точнее, называли в то время. Струги, Волга, казаки, рукопашные схватки, "сарынь на кичку", пиры, пляски... Все это смешалось в памяти. Осталось лицо героя – бородатое, свирепое, остался эпизод с персидской княжной ("и за борт ее бросает…"), битва при взятии какого-то города, вероятно, Астрахани <...> Эта же картина местами была в "цвете", – когда горел захваченный Разиным город, экран становился багрово-красным, как подкрашенный флаг в "Броненосце Потемкине"».
Фильм имел коммерческий успех и в 1916 году был выпущен в повторный прокат перед премьерой второй серии (о приключениях разбойника Степана Удалого, назвавшегося «Стенькой Разиным»).
Ирина Зубатенко
Колокольчики-бубенчики звенят, простудушную рассказывают быль
Российская империя, Торговый дом «Г.И. Либкен, А.Я. Брайген и К°»,
1916 г.
ч/б, немой, 5 ч., 1600 м (копия ГФФ – 5ч., 1300 м, 18 к/с, 65 мин.)
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссер: Сигизмунд Веселовский
Оператор и художник: Петр Мосягин
В ролях: Аля Петини (Ира Громова), Л. Миткевич-Желток (мать Иры), Виктор Сатин (отец Иры), Николай Римский (поэт Зарин), Наталья Атальская (мать Зарина), Екатерина Степанова (няня), Сергей Гладков (друг Зарина), Рокко Эспаньоли (Алексей Сокольский); В. Гремина.
По мотивам стихотворения Степана Скитальца (Петрова) «Колокольчики-бубенчики звенят...».
Поэт Зарин приезжает на Рождество в родной дом из Москвы и знакомится с Ирой Громовой. После домашнего спектакля в доме Громовых Зарин везет девушку кататься на тройке и признается ей в любви. Отец Иры против ухаживаний Зарина – у дочери есть жених, Сокольский. Зарин увозит Иру в Москву, но в кругу друзей поэта она чувствует себя чужой. К ней приходит Сокольский с письмом от заболевшего от горя отца. Ира возвращается домой и выходит замуж за Сокольского. Спустя годы Зарин вновь в родном городе, в доме Сокольского он встречает Ирину. Снова тройка несется по снегу. Женщина отдается Зарину. Но, предав семейный долг, она страдает и решает покончить с жизнью. Выйдя на мороз, Ирина простывает и заболевает. Сокольский зовет Зарина проститься с умирающей.
С 1915 года кинофабрика Либкена начала выпуск «киноромансов» – мелодрам по мотивам известных романсов. Первой такой картиной стал утраченный «Мой костер в тумане светит». Несколько изданий опубликовали рецензии на эту постановку: «…Предстояло создать такой сценарий, чтобы действие как можно чаще сплеталось с романсом "Мой костер в тумане светит…". Господину Мартову (автору) это удалось в значительной мере, хотя местами пришлось пожертвовать суровыми требованиями логики»; «…Самый невзыскательный зритель все же не найдет соответствия между настроением стихотворения и смыслом фабулы. И единственное, что оправдывает эту длинную (вероятно, более тысячи метров) ленту, это последние несколько десятков метров. Прощание на мосту цыганки с возлюбленным красиво, и появляющиеся на экране строфы стихотворения гармонично сливаются с превосходной, со вкусом сделанной фотографией…». Таким образом, от картин этого жанра ждали передачи настроения поэтического произведения, гармонии кадров фильма и стихотворных надписей.
Фильм «Колокольчики-бубенчики» стал продолжением песенной серии – это была совместная постановка режиссера С.Я. Веселовского, сценариста Б.И. Мартова и художника и оператора П.В. Мосягина. В главных ролях выступили ведущий артист кинофабрики Н.А. Римский (Зарин), Аля Петини (Александра Петинос – Ира Громова) и Рокко Эспаньоли (Сокольский). Фильм начинается с представления главных действующих лиц – Ирины и поэта Зарина (его профессия в ленте всячески подчеркивается – стопками книг, бюстами литераторов в обстановке комнаты). Действие строится по классической для русской мелодрамы схеме, описанной Н.М. Зоркой – Зарин становится обольстителем, Ирина – жертвой страсти. Причем моментом «падения» для героини становится не бегство в Москву (там Зарин целомудренно поселяет ее отдельно), а вторая встреча с поэтом и измена мужу.
Съемки проходили зимой 1915–1916 года в Москве. В первых кадрах мы видим поэта, стоящего в раздумьях в начале Тверского бульвара, у памятника Пушкину, за которым возвышается ансамбль Страстного монастыря. Далее Зарин вместе с Ирой любуется Московским кремлем у балюстрады памятника Александру III, показаны сам памятник и храм Христа Спасителя, и вновь Кремль – со стороны Раушской набережной и Большого Москворецкого моста. Катание на тройках снимали в Петровском парке, где с лета 1915 года Либкен строил еще один павильон (здание было готово к марту 1916 года, но практически сразу же продано Акционерному обществу «Биохром»). В кадры попал ресторан «Яр», куда на дружескую вечеринку Зарин привез Ирину. Роль Москвы в фильме сыграл и Ярославль – поэт провожает возлюбленную до ее девичьей квартиры у доходного дома Сакина на улице Нетече (ныне ул. Собинова, 48), на дальнем плане видна Власьевская (ныне ул. Свободы).
Фильм интересен сценами досуга (рождественская елка, «флирт цветов», домашний спектакль) и, особенно, операторской работой, прежде всего, в сценах с катанием на тройках. Надписи в картине не сохранились, но повторяющиеся кадры, снятые прямо в санях (крупные планы с Зариным и Ириной, бег лошадей под дугой с колокольчиком), придают фильму песенный ритм и поэтичность.
Ирина Зубатенко
Российская империя, Акционерное общество «Г.И. Либкин»,
1917 г.
ч/б, немой, 5 ч., ориг. мтр. неизвестен (копия ГФФ – 5 ч., 672,8 м, 18 к/с, 33 мин.)
Автор сценария: Борис Мартов
Режиссеры: Е. Брайген (?), Петр Мосягин (?)
Оператор и художник: Петр Мосягин
В ролях: Ольга Андросова (русская молодица), Екатерина Степанова (мать молодицы), Виктор Зимовой (свекёр), Николай Китаев (нелюбимый муж), Сергей Гладков (добрый молодец).
По мотивам стихотворения Николая Панова «Лучинушка» («Ночь темна-темнешенька...»).
Молодица зажигает лучину и садится к прялке – вспоминать свою девичью жизнь: после посиделок целовал ее добрый молодец, которого она любила, но родители приняли сватов от богатого соседа-крестьянина. В трактире добрый молодец затеял драку с женихом и попал в тюрьму. Девушка попыталась утопиться в проруби, но неудачно. Сыграли свадьбу. От свекра со свекровью узнала попреки, а от мужа побои, только рождение ребенка принесло радость… У колодца молодица снова встречается с добрым молодцем, которому удалось бежать из тюрьмы. На свидании она отвечает ему отказом. Узнав о свидании, нелюбимый муж отправляется домой проучить жену, а за ним идет добрый молодец… Утраченные сцены: самоубийство молодицы; добрый молодец поджигает дом и убивает мужа; обнаружив возлюбленную мертвой, добрый молодец во всем признается прибежавшим односельчанам.
В 1916 году ярославская кинофабрика открыла выпуск «Русской народной серии» («Русской бытовой серии») по мотивам популярных песен. Первым фильмом стал «Ванька-ключник», за ним последовали «Хуторок» и «Лучинушка». По данным В.Е. Вишневского, режиссером «Лучинушки» был Е. Брайген. Однако в рекламе картины постановщиком указан П.В. Мосягин. К этому времени Мосягин стал основным оператором и ключевой фигурой в съемочной команде Либкена.
Фильм начинается сценой в крестьянском доме – молодица зажигает лучину. Этот мотив рефреном проходит через всю ленту. Повествование идет ретроспективно, с воспоминаний о девичьей жизни. Артисты Андросова (девица-молодица) и Гладков (добрый молодец) явно старше своих героев, грим Гладкова вызывает комический эффект. Некоторые моменты сыграны удачно, например, там, где молодица рассказывает родителям про свою тяжелую жизнь в чужой семье, а мать (актриса Степанова), поглядев на люльку с ребенком, возводит очи горе – «на все воля Божья».
Достоинством картины стало изображение крестьянского быта: приход ряженых на девичьи посиделки, сватовство и свадьба поставлены с этнографической точностью. Особенно хорош деревенский трактир и его владелец с папиросой в зубах. Деревенские сцены разыграны в слободах за рекой Которослью в Ярославле, скорее всего, на Туговой горе. Замечательны документальные съемки на Сенной площади, где девица с родителями каталась на карусели. В кадр попали народные аттракционы, кинотеатр «Прогресс» и городская застройка. В июле 1918 года Сенная площадь выгорела дотла во время Ярославского восстания, и эти кадры являются редким и ценным визуальным источником, вне зависимости от художественного уровня фильма.
Ирина Зубатенко