СССР, «Таджикфильм», 1969 г., ч/б, ш.-э, 9 ч., 2383 м, 87 мин., ВЭ 9.III.1970.
Автор сценария: Олег Осетинский
Режиссер: Сухбат Хамидов
Оператор: Заур Дахте
Художники: Владимир Серебровский, Гурген-Гога Мирзаханов
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукооператор: Григорий Эльберт
В ролях: Ходжадурды Нарлиев (Иззат Каримов), Роман Хомятов (Виктор Гусев), Александра Завьялова (Маша, жена Виктора), Борис Быстров (Володя, учитель), Расми Джабраилов (фотограф), Людмила Хмельницкая (жена фотографа), Анвар Тураев (киномеханик), Карло Саканделидзе (маркер), Инна Титова (Тамарочка), Гурминдж Завкибеков (Алимардон, предводитель басмачей), Усман Салимов (старик Гафиз), Абдульхайр Касымов (Шариф), Махмуд Тахири (басмач в парандже), Махкам Ходжикулов (шашлычник), Насыр Хасанов (милиционер, брат шашлычника), Турахон Ахматханов (командир отряда).
Рубеж 1920-1930-х годов. Неспешно течет жизнь в маленьком провинциальном городке на юге Таджикистана, где от тоски и бездействия спивается знаменитый некогда герой Гражданской войны Гусев, то и дело повторяя: «Все сметено могучим ураганом». Жена Маша собирается уйти от него. Внезапно в городок врывается банда басмачей – они намереваются забрать сокровища, закопанные ими некогда в старой мечети. Но мечеть превращена в кинотеатр, где хозяйничает влюбленный в новое революционное искусство юный киномеханик. Ему удается запереть в зале посланца басмачей, устроив для него сеанс киноавангарда. А тем временем Гусев с только что приехавшим боевым другом Иззатом собирают горстку смельчаков. К ним присоединяется и Маша. В решающем бою банда разгромлена. Сраженный пулей Гусев успеет в последний раз повторить: «Все сметено…»
В 1962 году на советские экраны вышел вестерн Джона Старджеса «Великолепная семерка». Успех был ошеломительным. Лента стала лидером проката СССР – 67 миллионов зрителей. Публика неистовствовала. Начальство – тоже. Случился Карибский кризис, и картину было велено счесть «американской империалистической пропагандой». В каждой советской газете должна была появиться (и появилась) разгромная рецензия. Ленту изъяли из действующего фонда до окончания срока экспортной лицензии. Но с народной любовью надо было что-то делать. Придумали – снимать свои, правильные вестерны, действие которых происходило бы в годы Гражданской войны.
К концу шестидесятых во всех республиках Средней Азии появились фильмы, в которых красные командиры, подобно бритоголовому ковбою Крису, «собирали отряд» для схватки с басмачами. Таджикская »Встреча у старой мечети» – безусловно, лучшая лента в этом ряду.
Вступительные титры идут на фоне мчащихся всадников. С самого первого кадра и до конца повествования авторам не изменит точное чувство жанра. И в эпизодах решающей схватки тоже – бешеные погони, лазание по канату, стрельба на скаку и, что называется, «от бедра»…
Основным достоинством фильма является, впрочем, не грамотная режиссура Сухбата Хамидова, а замечательное строение фабулы.
Олег Осетинский написал не только крепкий и в высшей степени продуманный сценарий. В нем понимание природы вестерна сочетается с какой-то хулиганской любовью к кинематографу. Неподражаема сцена, в которой киномеханик, разоблачивший шпиона басмачей, запирает его в кинотеатре и заставляет смотреть советский революционный киноавангард двадцатых годов. Такой эпизод мог придумать только драматург, находившийся в гуще тогдашней киножизни, общавшийся и работавший с Роммом и Урусевским, Кончаловским и Быковым.
Помимо замечательного киномеханика, крутящего в бывшей мечети киноклассику, есть в фильме еще и пара второплановых комических персонажей. Это фотограф и его жена. Он – затюканный супругой трудяга. Она – властная дама, мечтающая о мужнином возвышении и пытающаяся «вправить ему мозги».
Однако, здесь фотограф – не просто интересная и забавная находка сценариста. Человек, запечатлевающий на пленку ускользающее время и уходящих героев, как бы уравнивается в правах с режиссером картины, олицетворяет кинематограф вообще.
«Запечатленное время» – любителям и знатокам кино хорошо известно название этого печатного творения Андрея Тарковского. Жаль, что у нас принято внимательно изучать только высокое искусство, ведь «низкое» подчас дает едва ли не больше возможностей рассуждать о времени и о том, какими мы были...
«Встреча у старой мечети» – не просто фильм, законченный производством в 1969 году. Это – кино шестьдесят девятого. Только что стало ясно, что веселое десятилетие закончилось раньше календарного срока. Люди, бывшие романтиками и героями, с неизъяснимой тоской ощутили вдруг, что романтизм и героизм в очередной раз выброшены на свалку истории. А если этому в наступившей жизни нет места, то про что снимать вестерны?
Только про то, как бывшие романтики и герои не могут адаптироваться к новой реальности, в которой от них требуется аккуратность в перекладывании бумажек и точность в выполнении инструкций.
Подобным персонажем во «Встрече» является Виктор Гусев. Он погибает, а его таджикский друг Иззат, выучившийся в Москве, остается жить. «Мудрая национальная политика партии», озабоченной ростом социалистического сознания бывших угнетенных народов – так это тогда трактовалось. Политкорректность по-советски предписывала строгие правила, которым не могли не следовать сценарист Осетинский и режиссер Хамидов.
Русский – замечательный герой, но героизм его в прошлом. Он разрушил ненавистную «тюрьму народов», а теперь пришло время уступить место «национальным кадрам», которые в новой реальности разбираются лучше.
Ситуация шестьдесят девятого года удивительным образом срифмовала судьбу бывшего революционного командира Виктора Гусева с тем, что пришлось пережить бывшему царскому таможеннику Павлу Верещагину из одного из любимейших фильмов советского народа – «Белого солнца пустыни», после которого, между прочим, народ навсегда усвоил, что Восток – дело тонкое.
Сергей Лаврентьев